Андрей увлекается спортом с детства. После таэквондо и заметных успехов в этом виде спорта, в 12(?) лет пришел в минский клуб «Кикфайтер», где вместе с тренером Евгением Котельниковым начал восхождение по пути муайтай. Шесть побед Андрей одержал на любительском ринге и восемь раз завоевывал пояс чемпиона по профессионалам. На Ямайку, в Монтего-Бэй, белорус был приглашен после победы в Гонконге в мае 2008 года и второго места на Гран-при в апреле этого года. Бой предстоял нелегкий, с Мосабом Амрани...
Евгений Котельников: На этом турнире Андрей встретился с молодой звездой из Голландии. Это профессиональный боец, он победил тайца Анувата Кеатсамрита, трехкратного чемпиона Люмпини и двукратного победителя Раджадамнерна — самых престижных стадионов в Таиланде.
Андрей Кулебин: За судейство я не волновался, чувствовал себя уверенно, ведь, был на чужой земле, и соперник тоже. Я люблю муайтай, и эта мысль придавала хладнокровие.
Все, что мне нужно перед боем, — это спокойствие. Тренер знает, и вокруг меня создается соответствующая обстановка. Плавная растяжка, контроль времени, никакого резкого срыва. И так накатываешь-накатываешь… Кроме того, мне нравится исполнять танец рам-муай (вай-кру – элемент этого танца включающий ритуал демонстрации почтения учителю).
ЕК: К слову, в мае этого года Андрей получил кубок за лучший рам-муай.
А: Танец передает состояние спокойствия, позволяет почувствовать ринг. Своеобразная разведка: вот канаты, а вот реклама наклеена. Я на ней даже поскользнулся, мой оппонент также. Потанцевали, друг на друга посмотрели, глаза в глаза, адреналин в кровь — и готовы к бою.
ЕК: Первый бой турнира начался где-то полдевятого вечера, а последний поединок завершился на следующий день в 4 утра. Все это время бойцы последующих пар спали, разминались, опять спали, готовились к выходу… на ринг Андрей вышел первым (повезло). Первый раунд он провел в активной защите, четко отвечая ударами на атаки противника а, начиная со второго раунда, начал контролировать ринг и передвижения противника. Нашел слабые стороны своего противника и от раунда к раунду стал наращивать свое преимущество. Решение судей было единогласным. Андрей был в хорошей форме и победил благодаря превосходству в технике, тактике и силе духа.
А: Поездка оставила потрясающие впечатления. Ни один турнир не собирал еще столько звезд вместе. Я разминался бок о бок с сильнейшими бойцами мира, настоящими живыми легендами.
ЕК: Турнир организовывали американцы, его обслуживало человек двести. Буквально за ночь построили все необходимое. Бойцам и тренерам оплатили пятизвездочный отель. Что еще удивило, так это отношение на Ямайке к женщинам (Это не на Ямайке такое отношение к женщинам, а в Таиланде, но поскольку выступало много тайцев, то из уважения к ним женщин на ринг и не пустили, вот модели с табличками и ходили по подиуму, построенному вокруг ринга. В Таиланде считается, что женщина на ринге к несчастью).
А: С Ямайки я привез сувенир — манго, настоящий, огромный. Хоть понял, почему манго называют королем фруктов. У нас таких не найти.
«…Что хорошо тайцу, не всегда хорошо нам»
ЕК: До этого турнира у Андрея было несколько не очень удачных выступлений. Когда человек побеждает неоднократно, то и второе место считается неудачей. Однако ни один человек не способен в течение года выступать все время успешно. Невозможно постоянно прибывать на пике своей формы. Случаются физиологические и эмоциональные спады, да и просто завершение определенных циклов подготовки.
Так произошло на Гран-при в Гонконге, в апреле этого года. Андрей трижды побеждал на этих турнирах в 2006, 2007 и 2008 годах и был бесспорным фаворитом, а в четвертый раз его постигла неудача. В первом бою получил рассечение брови и сильно вывихнул ногу, выиграл первый и второй бои, но в третьем уже не мог стоять на ногах, и тренер снял его с поединка.
В чем же дело? У нас была очень серьезная подготовка. Удалось организовать учебно-тренировочный сбор команды в Таиланде в лучшем профессиональном лагере — «Кеатхамторн». Там Андрей провел три недели. Нагрузки были просто колоссальные! Две тренировки в день. Первая тренировка — два с половиной часа, а вторая — три часа.
Жара, тренировки на улице, а в клинче (когда бойцы сходятся во время боя и бьют друг друга локтями и коленями) там работают час. Представьте, какой физической подготовкой должен обладать боец, чтобы выдерживать такие нагрузки. Кроме того, по утрам — пять-семь километров бега. И вдруг после этой подготовки Андрей не вышел на свою лучшую форму.
Оказалось, что хорошо тайцам, не всегда хорошо нам. Белорусская школа более интеллектуальная, ориентируется на точность и скорость ударов, чувство дистанции, обращает внимание на моменты технического плана…
А: Думаю, нужно иногда проигрывать.
ЕК: Главное — не увлекаться. Неудачи, в каком-то смысле, — это хорошо. Когда Андрей выигрывает, то не замечает многие пробелы в технике и тактике, а вот после поражений он начинает копаться в себе и всегда делает шаг вперед.
А: На неудачи сейчас смотрю философски, а раньше расстраивался. После проигранных боев, казалось бы, важных, спокойно сажусь и говорю с Евгением Александровичем, как после тренировки. Обсуждаем, что не получается и над чем стоит поработать. Так и после чемпионата Европы, когда в финале ушло золото. Бывает, проехали, работаем дальше.
ЕК: В Таиланде, в тренировочном лагере было очень интересно. Когда приехали, первые дни к нам относились настороженно. Тайцев удивляло, когда я садился кушать вместе с бойцами. Там считается, если ты менеджер, то и садись за отдельный стол. Потом привыкли, но все равно накрывали отдельно, выделили место подальше на полметра...
Взаимоотношения наших ребят, спортсмена и тренера, часто контрастируют с понятиями за рубежом. Там статус тренера не такой, как у нас. Когда тайцы увидели, как наши ребята к ним относятся, то расслабились, начали шутить, раскрылись…
А: Они стали рассказывать о таких вещах, которыми вообще не принято делиться. Столько техники показали, даже уникальные моменты, о которых знают в определенном клубе и только в нем!
А: Прощаемся, а они: «Приезжайте еще, следующий раз вам скидки!»
ЕК: Когда Андрей приехал в этот лагерь в Бангкоке, люди знали о нем немного: европеец, чемпион… Однако титулы для них не самое важное. Так что, решили проверить. Поставили Андрея в клинч с тайцем, не самым сильным бойцом. Смотрят: Андрей его переигрывает. Потом другого боксера дали, более серьезного. Результат тот же. Решили поставить в партнеры свою суперзвезду, чемпиона мира, победителя самых престижных стадионов Таиланда… Полторы минуты Андрей провел на равных, и тренер их остановил. С тех пор тайский спортсмен готовился к бою и до выхода на ринг избегал встречи с Кулебиным.
«Чем больше ездим за границу, тем сильнее любим родину»
А: Случается, меня переманивают в зарубежные клубы. Только я не сдамся. Мне очень нравится в Беларуси.
ЕК: Этот момент мы обсуждали. Чем больше ездим за границу, тем сильнее любим родину. Какая бы ни была страна красивая, это все равно обертка. Когда начинаешь узнавать ее изнутри, то с нетерпением ждешь возвращения домой, а приехав, просто отдыхаешь.
А: Для иностранцев Беларусь — это экзотика. О нас они знают мало, на фотографиях видят красивые, чистые улицы и привлекательных девушек. Конечно, стремятся приехать, им интересна страна, где так много классных бойцов.
ЕК: Осенью в Минске пройдет крупнейший в Европе турнир. Приедут лучшие бойцы континентов, в их числе — Курт Финалсон, лучший боец Австралии 2008 года, без категорий, просто лучший. Он отказался от своих планов, чтобы приехать в Беларусь.
Как-то к нам приезжали из Сиднея. Гости из города небоскребов ходили по Минску и искренне восхищались столицей. Когда мы поехали в лес на шашлыки, знакомый удивился, как мы так просто в лесу отдыхаем! У нас, говорит, так нельзя, обязательно какая-нибудь тварь укусит насмерть, и все…
Мы не ценим все то, что у нас есть, мы просто к этому привыкли.
«Целью может быть сам бой, и тогда уже не важно, будет победа или травма»
ЕК: Андрей увлекается разными видами спорта. В самолете он играл с компьютером в шахматы. Пока летели, пять партий успел выиграть.
А: В футбол играю, в любительской команде «Тотем», люблю волейбол, баскетбол, настольный теннис, плавание. Основное, конечно, муайтай, и это больше, чем увлечение, уже профессия.
ЕК: На мой взгляд, бойцы муайтай должны обладать высоким интеллектом. Бой в муайтай – это сложнейшая техника ударов плюс мудрая тактика. У бойца муайтай в отличие от боксера не две, а восемь ударных частей тела, и нужно обладать отличной координацией и высокой скоростью мышления. Среди моих учеников четыре человека окончили школу с золотой медалью. А это не просто — 2 тренировки в день, между ними учеба и 30% дней в году на сборах и соревнованиях.
А: Что касается техники, у меня немало любимых элементов, и каждый раз убеждаюсь, что необходимо еще много работать.
ЕК: Помнишь, говорил после боя: Андрюха, ты не сделал еще вот то и это. Перед боем фантазировали, нарабатывали… В следующий раз, отвечает, времени не хватило.
А: Спортсмена с однотипной манерой боя легко победить, и я стараюсь, чтобы моя манера была гибкой, а тактические и технические моменты легко менялись. Например, 2 раунда мой соперник привыкает ко мне и они с тренером находят нужную тактику, а я выхожу в третьем раунде совсем другим, а соперник уже устал, и перестроиться не может…
ЕК: Соперник видит уже другого человека, и это его ломает.
А: Моя манера боя зависит от противника, состояния души и цели. В поединке можно стремиться не только к победе. Целью может быть сам бой, и тогда уже не важно, будет победа или травма… У меня есть мечта — выступить на одном из самых престижных стадионов Таиланда. Но нельзя просто поехать и провести там бой. Надо пожить в Таиланде и готовится к бою там.
ЕК: Для победы нужен очень хороший менеджмент. Мало попасть на стадион, необходимо, чтобы спортсмена вывели на правильного бойца, а не ставили сразу с тайцем-костоломом.
А: Стадионы Люмпини и Раджадамнерн — это две совершенно разные вещи.
ЕК: Надо год готовиться либо к одному, либо к другому. Чемпионы этих стадионов действительно очень выдающиеся личности, сильнейшие бойцы. Кто не хочет оказаться в их ряду? На мой взгляд, Андрей побеждает не просто для себя, а для Беларуси. Пусть знают, что это за страна. Тайские боксеры считаются сильнейшими в мире, но и белорусам есть, кем и чем гордиться.
Читать по теме:
|