В феврале 1593 года состоялось одно из сражений одной из многочисленных сиамо-бирманских войн. Главнокомандующий сиамской армией, наследный принц Наресуан, прорвался на своём боевом слоне к вражеской ставке, не заметив, что за ним следует только его брат. Ситуация была критической, однако Наресуан не потерял присутствия духа и обратился к бирманскому главнокомандующему, принцу Мин Чит Сва: "Брат мой принц! Выходи на бой. Сразимся ради славы наших имён и на удивление будущим векам". Законы чести не позволили Мин Чит Сва уклониться от поединка. Он сразился с Наресуаном на кулаках и был убит. В последовавшей свалке Наресуана ранили, его слоновожатого убили, но время удалось выиграть. Сиамцы подоспели на помощь своему предводителю. Бирманская армия начала отступать. Сражение закончилось победой Сиама.
Согласно другому тайскому преданию, дебют Наресуана в рукопашном бое произошёл ещё раньше, в 1584 году, когда он, захваченный в плен бирманцами, должен был драться за свою свободу и убил выставленного против него бойца ударом ноги в голову. Смысл этих преданий в том, что боевое искусство, называемое в Европетаиландским боксом, или просто тайбоксом, или, по-тайски, "муайтай", обрело свой классический вид примерно в эту эпоху, во второй половине ХVI века.
Впрочем, тогда оно ещё не называлось муайтай. Первоначально это боевое искусство носило имя "май си сок", а затем, с образованием на территории нынешнего Таиланда государства Аютия, было принято название "пахуют", что значит "многосторонний бой". Нынешнее название впервые появилось двумя веками позже, уже после падения Аютии в 1767 году и возникновения нового государства Сиам, со столицей в Бангкоке. Долгое время оба названия сосуществовали. Термин "муайтай" окончательно закрепился только после буржуазной революции 1934 года, когда Сиам сменил своё название на Таиланд. "Тай" значит "свободный", поэтому "муайтай" можно перевести и как "тайский бокс", и как "свободный бокс", и как "схватка свободных".
Существует много легенд о муайтай, повествующих о зарождении его более двух тысяч лет назад, о связях этого боевого искусства с индийскими системами рукопашного боя, о его непревзойдённых достоинствах. Однако это только легенды. Достоверно известно лишь то, что со времён государства Аютия, возникшего в ХVI веке, в сиамском войске существовало обучение воинов бою голыми руками и ногами. Особо выдающиеся бойцы ценились так высоко, что их зачисляли в королевскую гвардию и давали им дворянский титул. Такое же обучение было обязательным для членов королевской семьи. Помимо Наресуана, правившего в 1590-1605 гг, историки часто упоминают ещё двух королей - Прачао Сыа и Пья Таксина. Первый из них настолько любил кулачный бой, что часто сам, загримировавшись, участвовал в поединках наряду со своими подданными (менять свою внешность ему приходилось потому, что личность короля считалась неприкосновенной для простолюдинов). Второй тоже считался выдающимся бойцом и, кроме того, прославился как выдающийся полководец и создатель нового тайского государства после падения Аютии.
Легендарным бойцом прошлого, упоминаемым в школьных учебниках, был Най Кханом Тод. Его история такова. В 1774 году бирманский король решил устроить большой праздник, в программу которого включил соревнования кулачных бойцов. Один из его сановников предложил начать турнир с поединка лучшего бирманского мастера кулачного боя с одним из захваченных в плен тайских воинов. На бой вызвался ничем внешне не примечательный, измождённый пленник, утверждавший, что он - знаток "пахуюта". До того, как бой начался, тайский воин пустился в странный танец вокруг своего противника. Этот танец называется "рам муай" и служит одновременно и для подготовки к схватке и для выражения уважения к противнику и публике. Схватка была почти мгновенной, но сановник не засчитал победу тайцу, заявив, что побеждённый был введён в заблуждение танцем. Най Кханом Тому пришлось сразиться ещё с девятью бирманскими бойцами (по-другой версии, даже с одиннадцатью), которых он одолел одного за другим. Бирманский правитель был так потрясён, что предложил победителю свободу и награду на выбор - деньги или прекрасных девушек. Най Кханом Том без колебаний выбрал последнее, считая, что деньги найти значительно проще, после чего был отправлен домой.
Как бы там ни было, муайтай долгое время развивался в качестве жёсткого прикладного стиля рукопашного боя тайской армии, владеющие которым могли с успехом продолжать бой и лишившись оружия. Типичным примером тому может служить история воина по имени Прайя Пичай, прозванного "Сломанный меч". Сражаясь в войске Пья Таксина против бирманских захватчиков, он бился так яростно, что когда его меч переломился пополам, он продолжал бой кулаками, локтями и коленями, и благодаря своему мастерству вышел из битвы живым и невредимым.
Первый дошедший до нас письменный источник по муайтай относится к временам короля Рамы Третьего, правившего в 1824-1851 годах. На традиционной тайской рисовой бумаге "кхой" изображены в рисунках основные приёмы защиты и нападения. Облик боксёров отличается от современного, однако, техника практически та же. Успешно развивался муайтай и при короле Раме Пятом, непременно посещавшем состязания с участием лучших бойцов. Многим он присвоил почётные имена, что всегда почиталось среди тайцев. Имя человека в Таиланде считалось и считается самой важной и яркой его характеристикой. Даже сейчас политических деятелей тайские газеты предпочитают называть только по именам.
В 1929 году традиционная обвязка рук ремнями из конской шкуры уступила место боксёрским перчаткам европейского типа (шести и восьмиунцовым), хотя ноги остались босыми (впрочем, разрешается одевать эластичные манжеты). Было введено разделение на семь весовых категорий, а продолжительность боя ограничили пятью раундами по три минуты каждый, с двухминутными перерывами между ними. Раньше бой шёл без перерывов, вплоть до победы одного из участников. Помимо судьи на площадке, ввели двоих боковых судей. Согласно новым правилам, запрещались захваты и броски борцовского типа (например, через бедро и через плечо), удары головой, удушения, а также атаки упавшего противника. Победа стала присуждаться за нокаут (если на счёт "десять" противник не в состоянии продолжать бой), по очкам и в случае технического нокаута. Было разрешено сдаваться, что раньше осуждалось. (Бой продолжался до тех пор, пока один из соперников не покидал площадку мёртвым, либо жестоко избитым. Но и теперь, согласно официальной статистике, один бой из 1500 заканчивается гибелью спортсмена.) Земляную площадку заменил ринг 6х6 метров. Так муайтай принял свой нынешний вид.
Бум муайтай в Европе начался после того, как 12 марта 1977 года его мастера одержали в Бангкоке красивую победу над кикбоксёрами, несмотря на необходимость драться по правилам кикбоксинга, т.е. не прибегая к помощи локтей и коленей, работа которыми является одним из главных козырей муайтай. 6 мая того же года там же был проведён аналогичный матч с каратистами, и с тем же результатом. Сейчас муайтай распространился по всему миру, однако его лучшие мастера по-прежнему находятся в Таиланде. Наиболее известные среди них - Сурачай Сирисуте, Утпад Ной Воравут и Панья Крайтас, автор большой и серьёзной монографии о муайтай на английском языке. Эта книга - детально разработанное учебное пособие, богато иллюстрированное с участием автора.
Занятия муайтай обычно начинаются с раннего детства, так что восьмилетний малыш, пинающий тяжёлый мешок для набивки, вовсе не редкость. На тренировках основной упор делается на развитие скорости ударов и выносливости. Широко используется массаж. Для набивки применяют различные снаряды, преимущественно типа боксёрских мешков и груш, как подвесные, так и укреплённые на подставках. Для защиты от ударов в голову на тренировках одевают шлем-маску, в рот берут "капу" (резиновую прокладку для зубов), на пах одевают "ракушку". Ракушка обязательна и на соревнованиях, а вот шлем там не полагается. Тренировки проходят в достаточно жёсткой, даже суровой манере, так что методы, посредством которых "дрессировали" Жан-Клода ван Дамма в фильме "Кикбоксёр", весьма близки к реальным.
Схема типичной тренировки в муайтай выглядит следующим образом: разминка (чаще всего это пятнадцать минут упражнений со скакалкой); пять трёхминутных раундов (с минутными перерывами между ними) боя с тенью, с использованием всех типов ударов; пять трёхминутных раундов (с минутными перерывами) спарринг с партнёром, но без ударов локтями и коленями; пять трёхминутных раундов (с минутными перерывами) работа на снарядах, с использованием всех типов ударов; пять трёхминутных раундов (с минутными перерывами) отработка техники с тренером; силовые упражнения (особенно популярны отжимания в упоре, укрепление мышц брюшного пресса, вращения корпуса) и растяжки. По утрам рекомендуется тридцатиминутный бег и гимнастические упражнения.
Муайтай почти не связан с буддийской религией Тхеравады, являющейся государственной в стране. Дело в том, что это направление буддизма проповедует пассивность, покорность судьбе, непротивление злу насилием, поэтому между буддийской идеологией и боевыми искусствами не произошло того слияния, которое характерно для Китая (Шаолинь!), Кореи или Японии. Отсутствие подобной связи компенсируется местной магией, правилами "честного боя" и мифологией, пришедшей из Индии. Например, верховным покровителем адептов воинских искусств считается Вишну-Нараяна, главный гонитель злых сил в индийском пантеоне. Популярны в Таиланде и такие индийские эпические произведения, как "Махабхарата" и "Рамаяна", персонажи которых часто фигурируют в названиях боевых приёмов.
Магическое значение имеет татуировка, в изобилии покрывающая тела профессиональных боксёров. Она изображает различные "волшебные" знаки и схемы, либо "покровительствующих" животных. Магической силой обладает, по мнению адептов муайтай, и головная повязка, скрученная из куска полотна с нарисованными на нём символами, и освящённая специалистом по магическим обрядам. Эту повязку называют "монгкон" и носят постоянно, не снимая даже во время боя. Вторая повязка того же рода носится на одном из бицепсов. Развита в муайтай практика заклинаний (мантр), используемая на тренировках и перед началом поединка, чтобы войти в необходимое психологическое состояние. Вот как, например, звучит заклинание, произносимое перед боем:
НА ян бот сонгкрам МА тид там сатру БУД тор су пай рин ДХА праб син пол край Я чок чай чана
НА в месте, где идёт война МА следую за врагом БУД сражаюсь с врагом ДХА собрав все силы Я для славной победы
Прочитав первые слога по вертикали, получим слова "Нама Буддхая", что на санскрите означает "Слава Будде!". Считается, что подобная анаграмма усиливает магическое значение и силу заклинания.
Магическими ритуалами пронизана церемония посвящения в бойцы. Она включает ритуальное подношение цветов и благовонных палочек статуэтке Вишну-Нараяна, вручение отрезов ткани и небольшой суммы денег учителю, угощение всех участников церемонии мясом и вином. Церемония происходит, как правило, в доме учителя, и называется "ёк кру". (Вообще, почитание учителя очень развито в муайтай, и такой день недели, как четверг, традиционно считается днём почитания учителей). Сейчас, правда, вера в магию слабеет. Татуировку, например, всё чаще воспринимают просто как знак принадлежности к определённой школе, а не магическую символику.
Хотя поединки в муайтай проходят в боксёрских перчатках, традиционная техника бинтования кистей и запястий тоже сохранилась, особенно в деревнях (откуда, кстати, выходит подавляющее большинство профессиональных бойцов муайтай). Длина такого бинта из мягкой ткани около 2,5 метров, ширина - 4,5 см. В давние времена руки бинтовали либо ремнями, либо верёвками. Это называлось "кад чеуг". Многочисленные порезы и кровоподтёки, возникавшие при ударах такой рукой, породили легенду о том, что в старину бойцы якобы окунали свои забинтованные руки в специальный клей, а затем в битое стекло. Однако в действительности подобным образом поступали лишь наёмные убийцы. Нормальное бинтование кистей и запястий мягкой тканью помогает смягчить удары, защищает пальцы от переломов, экономит энергию, необходимую для того, чтобы сжимать кулаки, и в то же время оставляет достаточную свободу для движений пальцами и кистями.
В отличие от китайских, японских, вьетнамских боевых искусств, в муайтай нет комплексов формальных упражнений (ката), хотя базовые упражнения представляют собой короткие связки основных приёмов. Самое известное упражнение такого рода называется "ян саам кхум" (движение трёх шагов). Оно действительно выполняется на три шага, выглядит очень мощно и красиво. Большинство этих связок известно с тех времён, когда муайтай назывался "пахуют". Они подразделяются на основные (маэ май) и дополнительные (лук май).
В муайтай выделяют два основных стиля - муайлак и муайкиеу. Муай лак (жёсткий бой) сейчас можно увидеть достаточно редко, в основном в деревнях. В нём главное внимание обращают на твёрдую, устойчивую позицию, надёжную защиту, относительно медленные, но чёткие перемещения и мощные удары. Тактика зиждется на контратаках. Движения прямолинейны, финты не используются, очень развита техника боя на ближней дистанции. Муайкиеу (щегольской бой), напротив строится на финтах и уклонах. Передвижения быстрые, много боковых ударов, а также ударов коленями. Правда, атаки, строящиеся на финтах, требуют больше времени, чем прямолинейные, но на силе ударов это не сказывается. К сожалению, сейчас всё чаще многие боксёры муайтай сводят бой к простому обмену ударами - сказывается влияние европейского бокса и кикбоксинга.
Каждая схватка в муайтай начинается с церемониального танца "рам муай". Значение его многозначно. Это демонстрация почитания и благодарности за заботу родителям и учителям; своеобразная разминка для ног, рук и корпуса, включающая ритуальные приветственные жесты и чисто танцевальные движения; связки боевых приёмов, в частности, "ян саам кхум". Это также психологическая настройка на бой, поскольку танец включает декламацию заклинаний и сопровождается музыкой. Таких танцев существует очень много. Они красивы, и разговор о них мог бы составить отдельную тему. Пока же отметим, что по исполнению "рам муай " знаток тайского бокса может определить принадлежность бойца к той или иной школе, его стиль ведения боя и даже главные человеческие качества. С обучения "рам муай" начинается тренинг, а когда ученик просит учителя разъяснить особенности их школы, ответом ему служит опять же танец "рам муай". В свою очередь, танцу-приветствию, танцу-разминке, танцу-ритуалу предшествует своеобразная короткая медитация именуемая "уай кру".
Все поединки в муайтай проходят под традиционную тайскую музыку, задающую их ритм и исполняемую на четырёх инструментах: пи джава (яванский кларнет), клонг кэк (двойной барабан), шинг (металлические цимбалы) и конг (тайский тип барабана). Ведущую партию исполняет кларнет, звук которого считается наделённым магическими свойствами (поэтому хорошего музыканта нередко приравнивают к магу).
В классическом муайтай насчитывали 108 базовых приёмов. Однако в современном его варианте осталось всего 16 авриантов ударов: пять типов ударов кулаком и столько же - ногами, четыре типа ударов локтем и два удара коленом. Попробую коротко их охарактеризовать.
Удар кулаком в муайтай наносят как изолированно, так и в серии связок. Основной ударной поверхностью являются костяшки пальцев, а в перчатках - их "фасад". Раскрытая перчатка используется для того, чтобы накрыть прямой удар или отвести его в сторону. Удары ладонью, пальцами, тыльной стороной запястья не применяются. Техника работы кулаками похожа на технику обычного европейского бокса - джэб, кросс, хук и апперкот. Против каждого из них используют несколько способов контратаки или блокировки. В этой связи хочется отметить отличие пособий по муайтай от большинства других книг, описывающих технику боевых искусств. Если в последних удары показывают как бы сами по себе или в ответ на самые простые действия противника, то в первых основной упор делают на то, в какой конкретной ситуации тот или иной удар будет наиболее эффективным и что, в свою очередь, можно ему противопоставить.
Большое внимание бойцы муайтай уделяют локтю, считая его оружием столь же острым и опасным, как лезвие меча. Удары локтем очень сильны, их трудно остановить, они часто вызывают кровотечение. Наиболее распространённый удар локтем в муайтай - "сок ти", по принципу исполнения напоминающий боксёрский хук. Впрочем, удары локтем наносят практически во всех направлениях и под любым углом - снизу-вверх (сок хад), по диагонали наружу (сок чиенг), по вертикали сверху-вниз (сок клаб и сок тонг). Такими ударами можно запросто сломать противнику руку или пербить позвоночник, что часто и делают в видеофильмах сражающиеся по системе муайтай "главные гады". Есть работа двумя локтями сразу, как на блок, так и на удар (сок ку), но самым сложным приёмом считается удар локтем назад (сок клаб), выполняемый и по прямой, и круговым движением.
Методов использования колена тоже немало, но в основном, это прямой удар (као тоун) и круговой, в самых разнообразных вариантах, в том числе с подпрыгиванием. Высоко поднятое колено может служить блоком при ударах ногами и в то же время позволяет проводить "клюющие" удары стопой. А положение, когда мастер муайтай захватывает голову противника или входит в клинч в сочетании с ударом коленом, вообще может считаться визитной карточкой тайского бокса. Коленом бьют и в прыжке, даже в подбородок или в лицо (као лой), но развита и техника работы коленом в нижнем уровне, против коленей противника и против попыток подойти поближе (као ной или као кратай). Очень часто ударом коленом применяют в сочетании с ударами локтем.
Техника ударов ногой (точнее, стопой) разработана в меньшей степени. В её арсенале отсутствуют подсечки и удары в прыжке. Базовый удар стопой (тэ пиен тхан) - это прямой удар, направленный в пах или в солнечное сплетение. Боковых ударов немного, их наносят как правило, с разворота или в круговом движении. Есть и аналог "маваси-гэри", удар, который называется "крокодил взмахивает своим хвостом". Зато хорошо разработана система ударов, нацеленных в подколенную ямку и цепляющих противника за ноги (тэ пааб и тэ таад). Стопы и особенно колени столь часто используют в бою, что муайтай нередко называют "боем восьмируких".
Многие иностранцы-путешественники, не разбирающиеся в боевых искусствах, воспринимают муайтай просто как драку без ограничений. В этом есть некоторая доля истины, потому что по сравнению с другими видами и направлениями боевых искусств, муайтай наиболее эффективен в уличной драке. Или, по крайней мере, относится к числу самых эффективных. Жёсткий характер тренировок, высокая скорость движений, активная отработка всех приёмов в спарринге делают бойцов муайтай чрезвычайно опасными противниками в реальных уличных столкновениях. К тому же в этом виде единоборств период выработки боевых навыков очень короток. Если человек, который занимается, к примеру, айкидо, может реально противостоять противнику в лучшем случае через пару лет ежедневных тренировок, то приёмы муайтай можно достаточно уверенно применять на улице уже через месяц интенсивного обучения.
Не вдаваясь в анализ конкретных комбинаций, отмечу важнейшие принципы тактики и стратегии муайтай:
- не строй свою защиту только на уклонах и уходах от ударов противника, ты победишь, если будешь атаковать;
- не забывай о своих ногах, которые могут стать и оружием, и объектом атаки противника;
- не раскрывайся умышленно, желая обмануть противника, он не глупее тебя;
- правильно используй набивку ударных поверхностей, ударив не тем местом, рискуешь сам получить травму;
- избегай размахивать руками не по делу и опускать их вниз, в таком положении ты слишком хорошая мишень;
- не смотри противнику только в глаза, охватывай взглядом всё его тело, особенно руки и ноги;
- на тренировках старайся спарринговать с равным тебе или превосходящим по силам партнёром, только так можно научиться побеждать;
- не забывай о протекторах, они необходимы, чтобы избегать на тренировках ненужных травм;
- во время боя используй только те приёмы, которыми владеешь в совершенстве, то, что знаешь плохо, не сработает;
- будь активно наступающим, не позволяй противнику вести тебя;
- умей видеть сильные стороны противника и не позволяй ему их использовать;
- если противник выше тебя, работай на ближней дистанции, а если он быстрее, старайся контратаковать вслед за каждой его атакой;
- не отступай назад и не показывай, что тебе больно, вместо этого входи в клинч;
- не бери на корпус тяжёлые удары, рассчитывая , что ты их выдержишь, лучше уклоняйся от них;
- используй финты, уловки и трюки, которые сбивают противника с толка;
- умей рассчитывать время раунда, чтобы всё успеть вовремя, и не растратить сил понапрасну;
- не слушай подсказок болельщиков, думай и решай сам;
- помни, что даже лёгкий удар, но попавший в цель, лучше, чем мощный, но прошедший мимо;
- если заметил у противника какую-то слабость, немедленно используй её;
- контролируй свои чувства, ибо гнев утяжеляет сердце и ослепляет взор;
- не будь ни чересчур бдительным, ни излишне осторожным, обе эти крайности равно плохи;
- на ринге веди себя как бешенный тигр, но не переноси отношения ринга на повседневную жизнь;
- помни, что схватки ведутся по правилам, а победу определяют судьи, но муайтай это не только спортивные победы и поражения...
Боец муайтай должен быть вежливым по отношению к своему противнику. Всякие оскорбления на ринге запрещены, перед началом поединка бойцы должны обменяться рукопожатиями, а сам бой начинается только после исполнения обоими участниками "рам муай". Вообще, комплекс требований к боксёру включает в себя требования нравственного характера. Это мужество и самообладание, способность принимать решения на ринге и вне его в соответствии с правилами чести и нормами морали, это уважение к старшим, это спортивный дух, свободный от зависти и чувства мести. Боец муайтай должен являть собой пример благородства, скромности, честности, уважения к законам и обычаям своей страны. Клятва, которую даёт всякий, кто вступает в любой клуб муайтай, звучит в Таиланде следующим образом:
"Я буду сильным и чистым, всегда поступать честно, всегда следить за своим поведением. Я никогда не стану кичиться своей силой и задирать слабых. Я буду стараться совершать добрые поступки, отзывающиеся в сердцах других людей. Я буду повиноваться своим наставникам и верен своей нации. Мы все, ученики и учителя, будем любить друг друга, будем едины в своих целях и помыслах и всегда помогать друг другу".
Правда, эта клятва, хоть и считается наделённой магической силой, не мешает накалу страстей, связанных с тотализатором, активно работающим в профессиональном муайтай. Ставки бывают очень большими. Бывает, и притом достаточно часто, что после объявления победителя, выигравшего по очкам, недовольные зрители забрасывают спортсменов и судей пустыми банками и бутылками. Иногда они даже требуют остановки боя и дисквалификации боксёра, который, по их мнению, сражается не в полную силу. "Страсти по муайтай" разгораются ещё больше из-за нечистых на руку дельцов, манипулирующих соревнованиями профессионалов. Дельцы эти постоянные персонажи тайских фильмов о боевых искусствах.
Тайский бокс популярен сейчас во всём мире. Достаточно сказать, что это единственный вид иностранных боевых искусств, который практикуют в Японии, и что правила китайского "саньда" в основном скопированы с муайтай. В самом Таиланде муайтай практикуют более 120 тысяч любителей, и около 10 тысяч профессионалов. Это очень много для страны с населением в 55 миллионов человек. Военнослужащие и полицейские в эту цифру не входят, так как занимаются муайтай в обязательном порядке. Самому почитаемому и распространённому виду спорта посвящён десяток тайских журналов и газет. Одним словом, представить себе Таиланд без муайтай невозможно.
Валериан Валентинов |