Устав от нестареющей классики профессионального бокса, Алексей Сукачев сходил на прошедшие в Москве поединки по правилам ММА и К-1 с участием Сергея Харитонова, Жерома Ле Баннера, Семми Шилта и других известных бойцов, и понял, что угроза будущему бокса существует, и она реальнее, чем кажется на первый взгляд.
Не знаю, что толкнуло меня пойти на турнир по кикбоксингу – да-да, даже не по пресловутому ММА (и еще одна подозрительная аббревиатура, говорю я себе), а по кику, от которого я давным-давно отвык. Пожалуй, это был плакат. Да, точно-точно, плакат с Сэмми Шилтом, про которого я знал, будучи еще тинейджером, и Эрролом Циммерманном, половина лица которого была представлена черепной коробкой. Отличный ход, кстати говоря, напрямую отсылающий к суперхиту современной поп-культуры «Пиратам Карибского моря». Я не удивлюсь, если в корабельной массовке там участвовали и Циммерман, и Боньяски, и даже братья Оверимы. Алистеру-то попсовые кривляния точно не чужды…
… Все же стереотипы сказываются – особенно, когда они подтверждаются на деле. Для меня кикбоксинг, муайтай и прочие ударные дисциплины, сходные по содержанию, ассоциируются с определенными странами. В легких весах – это Таиланд, это стадионы Люмпини и Раджадамнерн в Бангкоке, это смуглые азиаты, это чемпионы мира по боксу Сахапром и Муангсурин, завоевывавшие почетные титулы в первых же своих боях на профессиональном ринге – они тоже были из муайтай. И это, конечно, Голландия – страна высочайшей боевой культуры. Рамон Деккерс, Бас Рутен, Петер Артс, Сэм Шилт – эти имена я слышал раньше, чем заинтересовался боксом профессиональным. Голландия – это марка. Голландия – это стиль. Поэтому если уж идти не на бокс, то на кик, а не на борьбу в партере и боевое самбо. Но это мне – я свое мнение пропагандировать не буду, ведь это вопрос вкуса…
– О, давно тебя не видать было, – это Александр Колесников, известный отечественный подвижник (самое хорошее слово для описания его деятельности) бокса остановился поздороваться.
– Дела…, – вяловато отвечаю я и понимаю, что не искренен. Дела, конечно, есть и их сейчас больше, чем раньше, а потом будет и еще больше, но это отмазка. Я устал от бокса, от клубного бокса, от бокса мирового с Кличко и Поветкиным, от отсутствия нормальных соперников у Димы Пирога и Дениса Лебедева, от каких-то сомнительных турнирах вроде «Таф файт», где неизвестные мне узбеки дерутся с не самыми сильными, хотя и не бесталанными отечественными боксерами – просто устал. Исчезла искренность чувств, ощущение вкуса на языке, если хотите. Бокса много, но все как-то не то, не так.
Между тем, Джабар Аскеров из Дагестана, но дерущийся почему-то за шейхов из ОАЭ, продолжал прессовать техничного, но хлипкого Макса Выровского. Я опоздал на почти все предварительные бои, но немало интересного все равно успел застать. Например, Забита Самедова, достаточного интеллигентно выглядящего парня со странным прозвищем «Маугли». Самедов, который к своим 27 годам настрелял 72 победы при 10-ти поражениях, дрался с хорватом Юрковичем, и это был действительно бой! Здесь не было того, что так не нравится мне в ублюдочных немецких шоу: заданности и предсказуемости при ужасающей монотонности. Турнир в каком-нибудь Задриппенбурге, занимающий весь субботний вечер – непозволительная трата моего времени на бесталанных раздолбаев вроде Маркоса Надера, Артура Хайна или Доминика Бритша. Здесь все совсем компактно – всего 3 раунда, но с полной выкладкой. И это большой плюс кика. А ведь в кикбоксинге все равны. В боксе не так, там есть имущественное расслоение. И если у тебя «рабская» подготовка, то ты не сможешь и не должен драться в 10-ти и даже в 8-ми раундовых поединках, чтобы не утомлять зрителей, как это делают многие немецкие бойцы – плюс кику.
Три главных боя, и три разных впечатления. Бой Шилта против Гвидона (почему он не носит прозвище «Царь»?!) – это, как и бои Аскеров и Самедова, яростное противостояние двух мастеров, но уровень 212-сантиметрового Шилта выше уровня, скажем, Николая Валуева, а в нем самом больше энергии и живости. Это он, а не маленький (в сравнении), но духовитый Гвидон бежит в атаку при своей массе в 132 килограмма. Еще один плюс кику, кстати.
Поединок Циммерманна с французским киборгом Ле Баннером, которого я видел в боксе, но который тоже легендарный и сильный мастер кика – это увядание старика, капитуляция (честная и печальная в своей честности) прошлого перед будущим.
Ну, а победа Сергея Харитонова... Не хочу врать и не буду – это было не лучшее впечатление пятничного вечера. Дело, конечно, не в Сергее – он-то был в порядке, а вот соперник… Напомнило печальной памяти поединок Александра Поветкина в Чехове против Тауруса Сайкса: те же песенные мотивы, то же противостояние Россия – США, только градус истерии поменьше, и слава Богу. Но хочется более вменяемых противников, которые оказали бы нашему чемпиону достойное сопротивление.
Главное, однако, не в этом. Главное, что было интересно. Девушки с табличками были одеты, конечно, как «первые шлюхи на деревне» (не мое выражение), но ведь мужики, в большинстве своем, ценят …ядей больше, чем хороших девушек, хотя это и неправильно. Зато был нестандартный подход к выносу самих табличек, да и с формами все было в порядке. Не было пауз, ужасающих в ТВ-трансляции. Голландцы, а турнир устраивали именно они при помощи своего российского партнера Михаила Сидорова, сработали скупо и предельно прагматично, отчего выиграли мы все.
«Не зацепило», подвел итог мой отец. «Но интересное зрелище, конечно. Воспринималось иначе, знай я предысторию», – добавил он чуть позже. Мой отец не пропускает крупнейших событий в боксе, немного знает его историю, знает наших знаменитых любителей, но не знает кикеров. Проблема в том, что из «старого» поколения, воспитанного на боксе их вообще мало кто знает. Но ведь и культуры потребления профессионального бокса, сложившейся культуры, у нас тоже нет. И когда старики уйдут, а это рано или поздно произойдет, молодежь обратится к тем вещам, где драйва больше.
Раньше кикбоксинг и бокс не были сравнимы в драйве. Но время меняется: появились смешанные единоборства, подключилось телевидение, а драйв остался и, возможно, даже пришел в кик, в ММА из бокса. Этого куража, нахрапа сейчас ой как не хватает. И бокс теряет свои позиции – это медицинский факт. «Враг» (специально убираю в кавычки) набирает обороты (а ведь здесь еще полно бардака и есть огромный потенциал для дальнейшего развития), и скоро бокс вновь может оказаться в оппозиции, как было сто с лишним лет назад. А пока смешанные единоборства приобретают в моем сознании дополнительные висты. «Враг» уже у ворот – не дремлите!