Успех каждого отдельно взятого человека складывается из мельчайших деталей, которые не всегда можно увидеть с ходу. Сегодня АП открывает новую рубрику «Призвание». По субботам мы будем публиковать беседы с нашими выдающимися современниками, которые расскажут о цене своего успеха. Первый наш гость — чемпион мира по кикбоксингу Максим Умрихин, который всего за несколько лет упорного труда поднялся на вершину спортивного олимпа.
«У всех есть шанс»
— Максим, ты ведь активно стал заниматься спортом только в вузе. Почему вообще возникло такое желание?
— До этого, еще в школе, занимался единоборствами, ходил на самбо. Однажды перед самыми соревнованиями сломал на разминке руку. А еще раньше, в шесть лет, ходил на бокс. След остался, всегда хотелось эти занятия продолжить. То есть желание было, но не знал, как его реализовать.
— Вопрос в личном примере, в тренере?
— Да, никак не получалось найти человека, который бы вдохновил, направил. Поэтому пошел в самбо, занимался в подростковом возрасте, но перед началом соревнований бросил занятия.
— Почему? Боязнь, неуверенность?
— Перед соревнованиями сломал на разминке руку. Видимо, судьба отводила меня от этого.
— Зачем в бокс пошел?
— Всегда хотел им заниматься. Ходил к нескольким тренерам, разговаривал, показывал мотивацию, что хочу попасть на соревнования. Слышал в ответ то, что я уже взрослый и не факт, что будет результат. Сейчас сам работаю тренером, ко мне приходят спортсмены разного возраста — и дети, и взрослые. Всем рад, кто готов работать на результат: пожалуйста, ребята, у всех есть шанс. Только чтобы воплотить его в жизнь, нужно трудиться, очень много трудиться. Сделать тренировочный процесс основной частью жизни, начинать планомерно работать и, отталкиваясь от тренировок, выстраивать учебу, отношения и все остальное.
«Проигрыш — это опыт»
— Вспоминаю тебя на первом курсе университета. Думаю, что тогда на первом месте были скорее учеба, общественная деятельность, нежели спорт?
— На первом курсе — да. Но в это время я встретил хорошего тренера, который дал мне отличную базу. Это Кушнарев Петр Александрович. Он увидел во мне потенциал, который можно открыть. Вообще, конечно, не каждый тренер обладает способностью раскрыть и реализовать потенциал спортсмена.
— Как было в твоем случае?
— Начал заниматься. Бывает, что мы, спортсмены, трудимся, трудимся, участвуем в соревнованиях, а потом проигрываем. Главное здесь — не останавливаться. На начальном этапе всегда нужно почувствовать, что такое проигрыш. Проигрыш в любом виде — это опыт. Если на начальном этапе спортсмен постоянно выигрывает, а потом начинает проигрывать, его начинает «ломать». Нужно усвоить, что этот опыт — нормальное явление, что надо все оценить, провести работу над ошибками и дальше тренироваться.
— Перелом руки — это тоже опыт?
— Конечно. Присутствовали неуверенность в себе, страх. Соревнования — это ведь стресс. Вот и я на разминке переволновался, где-то расслабился, где-то не сконцентрировался, получил такой результат. Но это все надо прочувствовать. Иначе не сможешь потом перебороть себя в других соревнованиях.
Формула успеха
— Победа — основной результат боя. Она состоит из многих факторов, но это итог спланированных действий?
— Естественно.
— То есть формулу успеха можно высчитать, как в математике?
— Если говорить о спорте высших достижений, то да. Если говорить о начинающих ребятах, они в меньшей степени планируют, в большей — набираются опыта, работают. Есть еще такое понятие, как фарт, оно тоже присутствует. Результат бывает выше ожидаемого, но я считаю, не нужно ставить больших целей, чтобы потом себя не винить.
— Сам ты веришь в фарт, в судьбу?
— Верить-то верю, но надеюсь только на свои силы.
«От чего-то пришлось отказаться»
— Есть люди, которые тебя вдохновляют?
— Кумиры — это иллюзия. Конечно, мне интересно смотреть, как кто тренировался, вел бои. Но кумиров нет. Быть похожим на кого-то желания нет, есть желание быть собой.
— А что значит быть собой?
— Для меня это в первую очередь быть человеком слова, дела во всех отношениях. Это и обязательность для себя.
— Спорт тебя сильно изменил?
— Да, дисциплинировал очень сильно.
— Что еще изменилось, какие перемены в личности?
— Появилась уверенность в себе, сила воли, напористость. Даже если не получается, нужно биться, заканчивать начатое.
— Это хорошие перемены?
— Да, это хорошие перемены. В понимании жизни это очень помогает.
— От чего тебе пришлось отказаться, чтобы выдающимся спортсменом стать? Ты понимаешь, что потерял?
— Потерять-то я не потерял, только приобрел. Но от каких-то моментов действительно пришлось отказаться. Например, от ночной жизни, от ночной работы. На работе нужно постоянно бодрствовать, недосыпание нарушает режим. Вот это потерял. Но приобрел большее.
«У меня не большая зарплата»
— Сейчас ты много зарабатываешь? Можно сказать, что у тебя большая зарплата?
— Нет, у меня не большая зарплата. В пределах двадцати тысяч рублей. Это и тренерство, и руководство общественной организацией.
— Спорт — твой главный источник дохода?
— На данный момент да. Но я стараюсь найти и другие варианты. Я закончил АмГУ, социолог, и мне нравится заниматься всем, что связано с рекламой, пиаром. Опыт такой работы тоже есть.
— Можно прожить на доходы от спорта?
— У всех разные потребности. Мне пока хватает на то, что нужно.
— Не жалеешь, что пришлось уйти с более доходной работы в охранном бизнесе?
— Зарабатывал я больше, но не жалею. Я знаю, что и здесь буду зарабатывать хорошо, если буду трудиться. Я знаю, для чего работаю.
— Для чего же?
— Для развития кикбоксинга.
— Это же очень общая цель. Тебе-то что от развитого кикбоксинга?
— Мне хочется, чтобы он был не только видом спорта, но и частью бизнеса. Одним кикбоксингом много не заработаешь, но если подходить комплексно, сделать работающий рядом фитнес-зал и зал кикбоксинга, тогда, может, что-то и получится.
«Сначала нужно понять, чего ты хочешь»
— Боевые искусства — это все-таки спорт индивидуалистов. В ходе боя для вас стоят интеллектуальные задачи?
— Нужно просчитать, предугадать, что противник сделает. На это даются сотые доли секунды. Нужны визуальная оценка, понимание картинки боя. В этом смысле интеллект развивается с опытом.
— То есть не просто — бей что есть силы?
— В нашем виде подвижных и ударных единоборств есть «панчеры», которые идут за счет «физухи», по-русски — любят подраться. А есть «технари», которые достигают результата за счет техники. «Панчеры» владеют основой техники удара, а «технари» обладают больше техникой, чем силой удара. Но за счет нее можно противника переиграть.
— Дорого обходится успех? Много нужно денег, чтобы стать успешным спортсменом?
— Если все делать за личные средства, то дорого. Если же ты показываешь хорошие результаты, тебя частично финансирует государство, частично — федерация. И все зависит от конкретной ситуации. Есть люди, у которых вообще нет возможности куда-либо выехать. Мы стараемся таким помогать, искать средства.
— Если кто-то желает пойти в спорт, но не знает, как это сделать, как ему поступать? Каким должен быть первый шаг?
— Сначала человек должен понять, что он от спорта хочет получить. Как я — заниматься, работать на результат или просто держать себя в форме. А дальше найти тренера, у которого есть опыт, приходить в зал и начинать тренироваться. Если речь идет о кикбоксинге, можно просто позвонить мне, узнав контакты федерации кикбоксинга в справочной службе.
«Чемпионом быть не обязательно»
— Вообще есть предубеждение, что если спортсмен, то обязательно глупый, недалекий. Насколько это мнение оправданно?
— Это стереотип подросткового возраста. Если он остается и дальше, то люди просто мало общались со спортсменами. Вообще я всегда старался этот стереотип разрушать. И на данный момент, воспитывая спортсменов, может быть будущих чемпионов, я свою задачу, как тренера, вижу в том, чтобы воспитать личность. Чтобы человек в любой ситуации оставался человеком. Чемпионом быть не обязательно, а полноценной личностью — нужно.
— Но действительно, те, кто в школе получает пятерки по физкультуре, как правило, менее успешны в основных предметах — математике, русском, истории?
— Лично я стараюсь контактировать с родителями, узнавать, какая ситуация в семье, в учебе. Если ребенок плохо учится, начинаем пресекать.
— Каким образом?
— Говорю, не будешь ходить на тренировки.
— А действует такой аргумент?
— Действует. Я сразу закрываю этот вопрос. Говорю родителям, чтобы из-за кикбоксинга, из-за занятий спортом у парня не было проблем в учебе. В противном случае лучше просто прекратить занятия. Спорт для ребенка не основное в жизни. Во взрослой жизни, может быть, они и будут им заниматься, но для большинства спорт все-таки останется хобби.
|