В преддверии церемонии вручения премии в области боевых искусств «Золотой Пояс» с сайт superboxing.ru получил письмо из пресс-службы Российского союза боевых искусств, в котором говорится:
Считанные дни остались до самого долгожданного события в мире российских единоборств: церемонии вручения премии в области боевых искусств «Золотой Пояс». 25 апреля в самом сердце Москвы – в Кремлевском дворце статуэтку получат всего несколько лауреатов. Автором заветного трофея является заслуженный художник России Александр Рукавишников.
Его работы знакомы всем от мала до велика. Практически каждый юный посетитель московского Цирка на Цветном бульваре фотографируется рядом с фигурой Юрия Никулина, который, кажется вот-вот, и захлопнет дверь своего раритетного авто и взлетит по ступенькам в свою любимую альма-матер. Поколение постарше «отмечается» у нулевого километра у Кремлевской стены. В числе работ знаменитого скульптора в третьем поколении Александра Иулеановича Рукавишникова памятник Александру Второму, Достоевскому – у Российской государственной библиотеки, Шолохову, Муслиму Магомаеву. В Брюсовом переулке - Мстислав Ростропович, на Аллее славы в Лужниках красуется чаша Олимпийского огня московских игр 1980 года и скульптура Льва Яшина. На доме номер 4 на Садово-Триумфальной улице висит мемориальная доска выдающемуся отечественному футболисту и тренеру Константину Бескову. Автором ее также является Рукавишников, входящий в тридцатку самых знаменитых скульпторов планеты.
Но есть в этой компании «знаменитостей в металле» одна сравнительно небольшая скульптура, добытая Рукавишниковым в прямом смысле слова потом и кровью. Это статуэтка премии «Золотой Пояс», которая вручается с 2006 года за достижения в области боевых искусств. За основу ее Рукавишников взял собственный честно заработанный пояс по карате.
- «Летающий слон». Так Вас называли коллеги по спортивному цеху?
- Да, было такое, - признается с улыбкой Александр Иулеанович. – Так меня и звали, мне даже лестно было. И сейчас, кто помнит, тоже так зовут.
- А помните, что почувствовали, когда в советские времена получили свой черный пояс? Для единоборств в СССР тогда не лучшие времена были…
- Конечно помню – смешанные чувства тогда испытывал. С одной стороны радость, с другой – опаску. Это сейчас ты заработал пояс – и герой. А тогда… Но тогда нужно было решать – заниматься этим, или нет. Люди последовательные понимали – это несет только добро, дополняет внутренний мир человека, даже расширяет его. Дав себе один раз слово идти до конца, быть верным своим учителям, они добились справедливости – правда победила.
- Какова история создания статуэтки «Золотого Пояса»? Правда, что его основой стал ваш собственный пояс каратиста?
- Чистая правда. Вообще своим появлением «Золотой Пояс» обязан Алексею Штурмину – это основная фигура в этой связи. В основном все мои скульптуры известны благодаря самим героям, а с «Золотым Поясом» история другая… Мне хотелось сделать что-то небанальное – современное, выразительное и отражающее сущность боевых искусств. Вот в армии все за «звездочками» гонятся, а здесь, в нашем деле, пояс – эквивалент мастерства. За основу «золотого» я взял свой, доработал, отформовал и превратил в скульптуру.
- Настоящий симбиоз спорта и творчества. Интересно, а термины художников применимы к спорту? Вот, например, есть в скульптуре такое понятие – «опасность засушить», то есть, перестаравшись – загубить.
- Точно. Есть еще понятие «мозговое искусство»… Это обширнейшая тема для разговора, но если кратко – этому как раз и учит концепция боевых искусств. Необязательно потраченное время, необходимы старание, включение головы. В японском искусстве, например, в поэзии, это все видно. Там, опираясь на религию, художники умеют смотреть на предмет спонтанно и в то же время объективно, как будто это не их руки творение. Как будто увидели они это впервые.
- Говорят, вы даже в мастерской тренируетесь…
- Везде, где я работаю, стараюсь иметь минимальный набор снарядов. Подглядел это у японцев, китайцев. Они в обеденный перерыв не столько едят, сколько тратят время на различную гимнастику.
- И все-таки как Вы умудрялись объединять одно с другим – творчество и спорт? Ведь и одно, и другое требует от человека полной отдачи, без остатка.
- Это как раз было очень органично. Я часто говорю – восточная философия очень сильно повлияла на мое творчество как художника.
|