Дамбе' (ударение на последний слог) – это занятие не для каждого человека из хауса. Первоначально заниматься этим своеобразным кикбоксингом могли только члены касты мясников. В те времена только им разрешалось забивать животных и свежевать туши. Во времена года, соответствующие сбору урожая, мясники группами путешествовали по деревням, устраивая показательные схватки на развлекательных мероприятиях и вызывая на бои местных силачей. После поединков воины снимали амуницию и резали местный скот, чтобы приготовить угощение для благодарной публики. Тренировки по дамбе были хорошей школой выживания для будущих воинов и охотников. В наши дни бойцов дамбе уже не выбирают по кастовому принципу, но отменная физическая подготовка обязывает устроителей боев внимательно присматриваться к своим рекрутам.
Народ хауса обитает на севере нынешней Нигерии, юге Нигера и юго-западе Республики Чад, однако ранее хауса жили восточнее этой территории вплоть до Судана, граничащего с Египтом. В связи с этим существует предположение, что корни дамбе уходят в Древний Египет. На это косвенно могут указывать схожесть в стойках и сохранение старинной экипировки: перед началом поединка противники обматывают один из кулаков куском ткани и сверху бинтуют веревкой. Примечательно, что много лет назад дамбе включало в себя и борьбу, так что его по праву можно считать одним из наиболее древних предков современного ММА.
На сегодняшний день борьба отмежевалась от ударной техники, переродившись в отдельный вид спорта и забрав с собой древнее название «кокава». Нынешнее дамбе все меньше напоминает ритуал и все больше – спорт. Разумеется, со всеми «но», которые вносит африканская специфика. Всеобщее суеверие, характерное для африканцев, распространяется и на бойцов. Например, правила запрещают использовать в бою амулеты. Но бойцы не желают расставаться с помощью высших сил, поэтому заматывают заветные талисманы в веревки, глотают их, суют в шорты или даже умышленно наносят себе порезы и заталкивают обереги под кожу.
В дамбе нет весовых категорий, местные «матчмейкеры» на глазок прикидывают габариты соперников и, исходя из них, стараются сделать бой равным. Тут надо отметить, что на турнирах идет активная букмекерская практика, и случаи мошенничества отнюдь не редки. Под воздействием взяток взгляд организаторов может затуманиться, и тогда средневеса могут неожиданно выпустить против тяжеловесного «танка».
Поединок длится три раунда, которые не имеют временных лимитов. Раунд заканчивается в случае, если оппоненты ведут себя пассивно; один из бойцов останавливает бой; один из бойцов не держит стойку; один из бойцов касается земли рукой, коленом или телом. Нокдаун называется «убийством», и его автору автоматически присуждается победа. Бить противника разрешено по любым частям тела, но предпочтение отдается ударам по голове. При этом очковая система в дамбе внедрена еще далеко не везде, так что у ветеранов на лице зачастую шрамов больше, чем зубов во рту.
Основным оружием африканских атлетов являются бестолковые свинги дальней от соперника рукой. Эту руку участники боев называют «копьем» и машут этим самым копьем, как бог на душу положит. Про джебы ребята не слышали, да и не принято тут бить соперника передней рукой. Ее именуют «щитом» и, соответственно названию, используют для обороны. Передней рукой разрешено удерживать любую часть тела противника, а также парировать удары. Как следствие, бойцы стоят в странных широких стойках с раскрытой ладонью, больше напоминающих позы героев анимешных файтингов. С ногами дело обстоит повеселее, хоть и используют их спортсмены реже, чем хотелось бы. Техничная ударная работа обеими ногами на удивление контрастирует с размашистыми затрещинами, из которых состоит работа руками. Во многом это связано с тем, что работа ногами была интегрирована в дамбе уже в 90-х годах, когда в Нигерии получило широкое распространение таэквондо.
Пример с таэквондо показывает, что не все элементы дамбе прошли через века, не изменившись. Урбанизация и рост образованности населения берут свое. Традиционное пение и стук целой батареи барабанов, сопровождающие бой, все чаще уступают место аудиозаписям и колонкам. Современные воины дамбе – это в массе своей городские жители, которые очень серьезно тренируются в боксерских залах. Если раньше бойцы сражались для подготовки тела к охоте и войне, то в настоящий момент их влекут более меркантильные цели.
Хорошего спортсмена может взять под крыло богатый болельщик, после чего заработок боксера может вырасти до одной-двух тысяч долларов за матч. Сравните это с заработком среднего нигерийца, живущего на два доллара в день!
«Дамбе сплачивает людей культурно, дает им многое по части общения. Здесь бок о бок встречаются бедняки и богачи. Где еще такое увидишь? За океаном люди встречаются друг с другом на футболе, общаются на стадионе с друзьями. А у нас для этого есть дамбе», – описывает свое любимое зрелище один из таких патронов Муса Шеху, прибывший на родину из Лондона.
«Я стал боксером, потому что им был мой отец. Дамбе помогло мне устроить жизнь, и до сих пор я с его помощью добываю себе на хлеб. Я часто получаю призы, причем не всегда денежные. Один раз в качестве награды кто-то взял меня в Мекку (превалирующая религия хауса – ислам. – Прим. Ред.). Другой человек подарил мне мотоцикл, третий – одежду, деньги. Кроме того, чем чаще ты побеждаешь, тем больше тебя любят девушки», – признается успешный в прошлом боец Мухаммед «Чемпион» Дантагайе.
Естественно, при столь глубоких корнях в традициях народа дамбе благотворно влияет на успехи нигерийских спортсменов в «старших» собратьях. В наши дни на слуху имя тяжа Сэмюэля Питера, однако история нигерийского бокса знает не менее успешных бойцов. Например, экс-чемпион WBC/WBA 60-х годов в среднем и полутяжелом весе Дик Тайгер (урожденный Ричард Ихету) и экс-чемпион Великобритании 50-х в полулегкой весовой категории Хоган «Кид» Бэсси (урожденный Окон Бэсси Асукуо).
«Дамбе – на пути к профессиональному спорту. Уже существуют отдельные частные клубы, но мы добиваемся того, чтобы дамбе приобрело профессиональный статус. Тогда соревнования по нему можно будет увидеть и за пределами Нигерии», – рассказывает тренер и рефери в одном лице Али Зума.
Одним из упоминаемых выше частных клубов является зал, организованный Жарими Карамбе (урожденный Ибраим Яхуза). Карамбе начал заниматься дамбе еще в возрасте 9 лет, а его карьера в «профи» длилась 16 лет. С 1980 по 1996 год Жарими провел 36 поединков, в 29 из них победил, параллельно не без успеха занимаясь кокава и получая образование в университете города Кано по специальности «физическое воспитание».
«Мне повезло, что я попал в университет. Большинство бойцов дамбе не имеют образования, так что нам приходится использовать устаревшие упражнения и тренировочные программы. Благодаря образованию я смог разработать собственные, более эффективные программы тренировок. А с учетом моего опыта в боях мне было проще передать знания ученикам», – отмечает Жарими.
По окончании выступлений Карамбе открыл в Кано свой собственный зал «Afromartial Club». Здесь он преподает не только дамбе, но и другие традиционные боевые искусства, такие, как шади (бои с палкой) и все то же кокава. Подопечные Карамбе тренируются по два раза в день пять дней в неделю.
«У нас есть особые методики тренировок, заточенные специально под нужды дамбе. Так как цель дамбе – вывести соперника из строя одним ударом, мы занимаемся укреплением головы и шеи. Для этого молодые люди выполняют отжимания на голове, похожие на борцовские мостики. Отжимания же на одной руке служат для увеличения силы одиночного удара», – описывает свою работу Карамбе.
Несмотря на проблемы со ставками и некоторую архаичность, стоит признать, что в последние 20 лет дамбе переживает вторую молодость. Его начинают включать в программу Африканских игр, а крупные африканские промоутеры боевых видов спорта предсказывают перспективность дамбе на зарубежных рынках.
Для адаптации дамбе на международном уровне Федерация традиционных видов спорта Нигерии запретила отдельные дикие правила, например, возможность обмакнуть ударную руку в битое стекло, использование колец с шипами и лезвий, вставленных между витками веревок. Дамбе нового поколения будет проводиться на стадионах в присутствии тысяч зрителей, а участниками турниров смогут стать представители не только хауса, но и любой другой нации.
«Дамбе – один из самых популярных боевых видов спорта в Африке. Неофициально по нему уже проводятся соревнования в Великобритании и Японии. Я чуть ли не каждый день получаю предложения провести турниры в Канаде, США, Японии и других неафриканских странах. Я очень хочу увидеть, как дамбе станет международным спортом. Таким, как дзюдо, таэквондо или карате. Я мечтаю добиться появления дамбе на Олимпиаде и донести наше культурное наследие до всего мира», – подытоживает Жарими Карамбе.
|