• Второе понятие – кикбоксинг как независимый вид спорта/боевого искусства, схожий с иными видами (тем же муай-тай, сават и т.д.). Это – «американский кикбоксинг», который иногда делят на фулл-контакт каратэ и собственно кикбоксинг («лоукик кикбоксинг», то есть поединок с разрешенными ударами по бедру оппонента, в отличие от правил фулл-контакт каратэ). Справедливость такого деления далеко не очевидна, так как уже два десятка лет, а то и больше крупные международные организации, в названиях которых присутствует слово «кикбоксинг», развивают и «просто кикбоксинг», и «лоукик», и муай-тай (в чистом виде или модифицированный).
Впрочем, вышеупомянутые кикбоксерские организации, кроме того, что проводят соревнования по полноконтактным боям (в большинстве случаев как среди профи, так и среди любителей), также организуют соревнования по лайт-контакту (лёгкому контакту), сэми-контакту («полуконтакту») и нескольким вариантам сольных композиций (аналогам ката в каратэ, таолу в ушу и тхыль в тхэквондо). Сразу оговоримся, что будем рассматривать только полноконтактные поединки. Причин тому несколько. Первая – именно с появлением «полноконтактного каратэ» (full-contact karate) связывают рождение нового вида спорта, который на некоторое время заметно дистанцировался от того, что называли «каратэ». Дело в том, что в начале 70-ых широкой общественности и группам энтузиастов восточных единоборств практически не было известно о существовании контактных стилей каратэ (те, что существовали, не располагали «контактными» правилами, либо эти правила имели ряд ограничений). Существовавшие и до этого соревнования по «безконтактному каратэ» (см. ниже), подразделявшиеся на две группы – кумитэ (поединки) и ката (формальные комплексы – с оружием и без) позже перекочевали видоизмененными и в кикбоксинг. Но только для расширения круга последователей-любителей. Основа кикбоксинга все же – бои на ринге. Кстати, в России, например, правила «ограниченного контакта» или «сольные композиции» (ставшие уже «не-формальными» комплексы) не очень популярны, в отличие от Америки или Европы.
Если же мы начнем рассматривать кикбоксинг как самостоятельную дисциплину (как во втором пункте), то тут же наткнёмся на ряд неясностей. Чаще всего термин «кикбоксинг» на Западе использовался как определение всей совокупности различных правил поединков на ринге. Нам будет невозможно «разрулить» всю массу существующей информации, если мы не рассмотрим историю контактных единоборств на ринге, начиная с момента появления восточных единоборств в Северной Америке (США и Канаде). Причины? Пожалуйста! Первые массовые соревнования ВНЕ АЗИИ И ФРАНЦИИ (история «французского бокса» - отдельная тема в связи с самобытностью вида) на ринге с использованием как рук, так и ног, проходили в США, там же, скорее всего, появился и сам термин кикбоксинг. Попытаемся рассмотреть «американский кикбоксинг» как одну из его составляющих. Но, волей-неволей, нам придется постоянно упоминать и другие виды – каратэ, муай-тай, К-1.
"Характер - жёсткий"
И муай-тай, и «американский кикбоксинг», и сават, и К-1 объединяет то, что
• бои проходят на ринге в несколько раундов;
• на руках бойцов – боксерские перчатки;
• разрешены полноконтактные удары в голову и корпус.
Речь, конечно же, идет о «полном контакте» и профессиональных соревнованиях. Различия также очевидны: в муай-тай, К-1, «лоукик кикбоксинге», например, ко всему прочему разрешены удары в область бедра оппонента. Правила тайского бокса допускают нанесения ударов коленями и локтями, клинч и иногда даже опрокидывания и удары головой. В К-1 нет деления на весовые категории – все участники «равны». В них пробуют свои силы и профессиональные «классические» боксеры, и «тайцы», и каратэисты. Фулл-контакт, американский кикбоксинг и сават отличаются от всех иных «формой одежды» - спортсмены (обычно! возможны исключения) одеты в брюки, а не в боксерские трусы. Ну и, конечно же, не стоит забывать о тайском в боксе – там поединки проходят под заунывный (кому как, а у меня словно кошки на душе скребут при звуках этой музыки) вой волынок. Очень близок к муай-тай был некоторое время «японский кикбоксинг», в котором бойцы выступали и выступают в шортах, но правила отличались от тайского бокса отсутствием ударов локтями (удары коленями были разрешены до момента вступления в одну из крупных международных организаций).
Итак, мы обозначили характерные для «семьи» кикбоксинга черты. Теперь поговорим об интересе мировой общественности к боям на ринге.
Появление муай-тай в США
Многие школы воинских искусств заявляют о своей популярности в разных странах мира и о «победном шествии» по городам и весям континентов. Для большинства школ Востока появление десятка-полтора додзё в Америке или Европе действительно являлось значимым шагом вперёд. Если учитывать, что на своей родине некоторые организации и стили объединяют сотню-другую приверженцев… И это надо иметь в виду, так как мало кто из пришлых мастеров ушу, каратэ, тхэквондо и т.д. (а их в Америку понаехало сотни!) смог добиться такого же успеха, как сами американцы. Так, например, обстояло дело с Оямой Масутацу, основателем Кёкусинкай каратэ, который в 1952 году посетил Северную Америку в группе шоуменов-рестлеров. И эта поездка, в результате которой он получил несколько фанатично преданных учеников, позволила ему заявлять о том, что «триумфальное шествие по планете» началось ещё тогда, хотя реально рост популярности данного стиля обозначился позднее.
Именно местные жители, знакомые с особенностями менталитета своих сограждан, смогли сделать единоборства весьма популярными. Волна воинских искусств захлестнула США в начале 50-ых годов. «Погоду делали» энтузиасты, несколько лет (а то и месяцев) пробывшие в Японии, Корее, на Тайване или даже учившиеся «заочно» по книжкам.
Воинские искусства Востока были представлены в основном «преимущественно ударными» системами Японии и Кореи, и объединяли их общим термином «каратэ». Попытки представить иные направления зачастую не находили интереса у американцев. Точно известно, что в 1950 году посетили Штаты и инструктора по тайскому боксу Сурачай Луксурин и Сомсри Тьемхамкаэн, которые провели семь показательных выступлений в спортзалах и даже в цирке. Однако новый вид спорта не прижился, скорее всего, в связи с внешней «жестокостью». Настоящую жестокость тайцы испытали на себе со стороны спонсора, привлекшего их к турне: он бросил их, оставив без денег. Боксерам пришлось дожидаться, пока посольство Таиланда выделит им, бедным, средства на возвращение на родину. Ирония судьбы?..
Трое других представителей муай-тай, прибывшие чуть позже отъезда своих коллег, довольно успешно демонстрировали своё искусство почти полгода, побывав в различных городах на Гавайях, штатах Калифорния и Техас. Но, похоже, заниматься тайским боксом тогда никто не возжелал, да и сами выступления из памяти американцев очень быстро стерлись...
Первые "эксперименты" соревнований
Как известно, в Америке и по сей день путаница с терминами. Там под названием «каратэ» могут пониматься все «ударные» виды единоборств – и собственно каратэ, и ушу, и тхэквондо. И наоборот – термином «кунфу» могут обозначить всё, что угодно, даже японское дзю-дзюцу. Но наибольшую популярность, конечно, получил японский термин «каратэ». «Чистых» стилей представлено было мизерно мало. Зато уже тогда предприимчивые американцы успели придумать массу доморощенных систем, заявляя об их «старинных корнях». И сейчас многие из них процветают.
Сами представители этих видов приложили к этому руку: в начале 60-ых стали проводиться многочисленные турниры «по каратэ», в которых принимали участие все желающие любители подраться. Вся эта мешанина с названиями и породила сумятицу в умах обывателей.
Собственно, и каких-то определенных правил не было, хотя чувствовалось определенное влияние известных соревновательных разработок японских каратистов (представителей Сётокан, Годзю-рю, Вадо-рю, Сито-рю). В общем, ситуация с состязаниями повторилась в середине-конце 70-ых в СССР, когда разучивши гэдан-барай, гяку-дзуки и маваси-гэри, люди выходили на татами, плохо ориентируясь в правилах. Только в США интерес к единоборствам «бежал впереди паровоза», то есть желание постигать каратэ, тхэквондо, тансудо и другие виды было у публики огромным, а возможностей приглашать квалифицированных инструкторов – немного. А в Советском Союзе контакты с зарубежными коллегами ограничивались искусственно.
Известная байка о том, как Джо Льюис, прозанимавшись менее года на Окинаве у мастера Симабукуро Эйдзо (Сёбаяси-Сёрин-рю каратэдо), победил всех оппонентов на одном из турниров в США, не имея ни малейшего представления о правилах – не есть что-то особенное. Точно так же на татами выходили сотни других спортсменов. Общий фанатизм нивелировал разницу ограничений правил. Все выходили драться с оппонентами, а не спорить с судьями (позже эта ситуация, естественно, в корне изменилась, но это – опять-таки! - тема отдельного разговора).
Дрались тогда как могли. Американские исследователи, авторы «Энциклопедии воинских искусств» Коркоран и Фаркаш писали: ««Эра крови и потрохов» продлилась с 1963 года по приблизительно 1970-ый». Какими эти правила были доподлинно, сейчас сложно утверждать: каждый из многочисленных организаторов мог добавить что-то «свое». Но общие моменты, конечно же, были. Поединки по тем правилам проводились с ограничением контакта. То есть наносить удар в лицо следовало не касаясь противника, а удар в корпус можно было наносить с «ограниченным контактом». На деле все выливалось в потасовку. Техника была настолько грубой и сырой по сегодняшним стандартам, что оценивались, по сути, результаты попыток атаковать. Можно было сломать человеку кость и разбить лицо, и судьи при этом смотрели на подобную грубость «сквозь пальцы». Считалось, что если ты настоящий боец, то утрешь кровь, поднимешься и… ответишь «обидчику». Можно было не бояться быть дисквалифицированным. А так называемое «правило Джонсона» (по сути, система штрафных баллов за нанесение повреждений сопернику) было введено только в 1970 году!
То есть, на татами творился настоящий бардак, и причинами не калечить противника были только честный спортивный настрой, человеческое сострадание к сопернику, страх перед расплатой со стороны товарищей поверженного и… неумение побеждать. Видимо, перечисленных причин хватало. Но крови и синяков тоже было вполне достаточно.
Похожая ситуация была в Европе, однако там отношение к содержанию техники было несколько более строгим, тогда как американцев интересовал сам факт попадания/промаха. Кстати, и подсчет очков в Америке изначально был иным. Так, например, один из самых напряженных матчей начала 70-ых между учеником Норриса Джоном Нативидадом и Бенни Уркидезом прошел с дополнительным временем, в котором участники должны были в сумме набрать… 25 баллов.
Как уже было сказано, техника участников соревнований была на довольно-таки низком уровне. Джо Льюис, например, на своем первом турнире 1966 года победил всех своих противников ударом ноги в сторону (ёко-гэри), при этом ни один из его оппонентов не смог заработать даже одного очка. Льюис выиграл и в разделе «ката», при том, что занимался всего… 22 месяца. Действительно, настоящих специалистов было мало. В 1955 году в Штаты переехал Осима Цутому, специалист по Сётокан каратэдо, год спустя – «отец американского тхэквондо» Джун Ри. Как считают Коркоран и Фаркаш, определенный подъем наметился в 1964-65 годах. Именно тогда США стали массово посещать японские и корейские инструктора, проводиться общенациональные тренерские и судейские семинары. Тон пытались задавать «люди с Востока», однако бизнес есть бизнес – только немногие смогли сделать себе имя и стать влиятельными людьми в Америке. Собственно, в середине 60-ых годов возникает термин «американское каратэ», обозначающее некий вид спортивных состязаний. Без сомнений, звездой 60-ых был выдающийся боец Майк Стоун (его супругой стала бывшая жена Элвиса Пресли). С трудом, но американское каратэ развивалось. Интересно, что новатором был Чак Норрис – он был первым бойцом, начавшим использовать не одиночные техники, а комбинации приемов.
Вспомним, что первые американские «чемпионаты мира по каратэ» проводились в 60-ых годах с участием спортсменов из США и Канады, тогда как официальных команд Японии или Кореи не было. Представители Востока выступали на подобных мероприятиях довольно редко, и не всегда с успехом. С участием же японцев – «прародителей» каратэ - первый официальный чемпионат прошел в Токио только в 1970 году. И уже на следующем подобном мероприятии европейцы (команда Великобритании) в командных состязаниях отобрали у представителей Страны Восходящего Солнца звание лучших в мире. Но лучшие американские бойцы не принимали участия в чемпионатах мира WUKO. Тому есть простое объяснение: сборную Штатов формировала организация, в которую входили прежде всего представители Сётокан, отдалившиеся от «общих» турниров. Майк Андерсон, основатель Всемирной Ассоциации Всестилевого Каратэ (WAKO), ныне проповедующей кикбоксинг, говорил: «WUKO – ничто в США. Небольшое количество залов, где практикуется каратэ по правилам WUKO, существует в Лос-Анджелесе и возглавляет их Ричард Ким [Ким умер несколько лет назад; слова Андерсона – фрагмент его интервью конца 80-ых]. Но где место Кима в общей картине американского каратэ? Он совершенный ноль. Его команда, представлявшая США на чемпионате в Лонг-Бич вообще не представляла американское каратэ. Американские спортсмены много лучше, чем те, что участвовали в чемпионате мира». Кстати, и ныне команда США по WKF заметно слабее своих европейских коллег из Франции, Великобритании, Испании.
«Бесконтактное каратэ» версии WKF в США довольно слабо развито. Во многом еще и потому, что соревнования по каратэ 60-70-ых допускали участие представителей ушу и тхэквондо. Можно даже сказать больше – чуть ли не половина всех победителей турниров – представители корейских тхэквондо и тансудо (корейской разновидности каратэ). «80% американского каратэ имеют корейские корни, - говорил Майк Андресон, основатель WAKO. – Чуть менее популярно окинавское каратэ, а уже за ним идет японское».
«Институты тхэквондо» Джуна Ри (несмотря на его дутое, по большому счету, личное мастерство) дали Америке и миру массу чемпионов. Среди лучших – имена Лэрри Карнахан, Гордон Фрэнкс, Джефф Смит (один из звезд фулл-контакта), Хосе Джоунс, Джон и Пэт Уорли, Ален Стин, Пэт Бурлсон, Фред Врен, Рой Курбун и многие другие. Занималась некоторое время тансудо и известная киноактриса Синтия Ротрок. Представителями тансудо были Чак Норрис и Скиппер Муллинз (скорость ударов ногами последнего многие спортивные обозреватели до сих пор считают наивысшей среди американских атлетов).
Раскол?
Но в 1972 году Союз Любительского Спорта (Amateur Athletic Union) США официально признал каратэ видом спорта и включил его в свой список. Но вот какой поворот – за основу правил соревнований были приняты правила двух организаций – WUKO и IAKF (International Amateur Karate Federation – Международной Федерацией Любительского Каратэ, которая до сих пор возглавляется Нисиямой Хидэтакой и сменила слово «любительское» на «традиционное»). Естественно, тут же откололись все те, кого больше устраивали либо правила «американского» каратэ, либо свои собственные.
Так произошло и с тхэквондо. Интересно, что тхэквондо как отдельный вид спорта в США появился только в 1975 году, когда Союз Любительского Спорта признал его отдельным видом. Один из лучших турнирных бойцов 60-ых был Дэвид Мун, кореец по национальности. С выделением тхэквондо в отдельную спортивную дисциплину, он возглавил технический комитет Панамериканского Союза Тхэквондо, входившего в WTF (World Taekwondo Federation). А первый чемпионат мира по тхэквондо версии прошел в 1973 году, и выступали на нем звезды «американского каратэ». Интересно, что даже дизайн «традиционной» униформы тхэквондо WTF (World Taekwondo Federation) появился концу 70-ых годов. А до этого использовалось обычное «каратистское» каратэги.
Коммерция по-американски
Несмотря на то, что уровень соревнований был довольно низок по сегодняшним меркам, американцы преуспели в создании индустрии спортивного каратэ. Соревнования, обделенные зрительским интересом, считались провальными. С появлением соревнований появились промоутеры, чьим делом было привлечь средства массовой информации, участников и зрителей, конечно же, заработав при этом деньги.
Первые турниры проходили без призовых. Но уже в конце 60-ых за победу можно было получить деньги. В феврале 1968 года некий Джим Харрисон организовал турнир, назвавший «Чемпионатом мира по профессиональному каратэ» (World Professional Karate Championship), в котором приняло участие… шесть спортсменов. В поединках допускался жесткий контакт. Участниками были звёзды спортивного каратэ – Джо Льюис, Боб Уолл, Скиппер Муллинз, Пэт Бурлсон, Дэвид Мун и Фред Врен. По количеству травм «на душу населения» эти соревнования, наверное, заметно опередили все иные: уровень участников был высоким, а ограничения – минимальными. Победителем был назван Джо Льюис, получивший в награду за победу… символическую сумму в 1 доллар! Однако Льюису зарабатывать, похоже, понравилось, и он вновь выступает на профессиональных соревнованиях. И не он один. Конец 60-ых – эпоха профессиональных турниров.
Одним из фаворитов и многократным победителем был известный спортсмен и киноактер Чак Норрис.
Собственно, основа для проведения коммерческих соревнований по контактному каратэ, была создана. До рождения кикбоксинга как нового вида спорта оставалось совсем немного.
Претенденты на авторство
Считает себя пионером кикбоксинга американец Рэй Скарика (Ray Skarica), в 1962 году открывший клуб в Астории, носивший, как он утверждает, название «Клуб американского кикбоксинга». Он также уверенно заявляет, что вплоть до начала 70-ых годов проводил ежегодные соревнования с поединками в полный контакт, а один из его учеников даже обмолвился, что являлся претендентом на титул чемпиона мира в сверхлегком весе. Правда, непонятно, кто еще, кроме учеников Скарики выступал на подобных мероприятиях…
Еще один «заочный» претендент на авторство термина «кикбоксинг» - Брюс Ли. Его, так сказать, выдвинули западные любители кикбокса. Говорить о том, что этот человек считает себя автором термина «кикбоксинг», не совсем корректно. Путь Ли в киноиндустрии стал толчком к популяризации воинских искусств. С выходом в прокат его фильмов начавший проявляться интерес к воинским искусствам Востока породил настоящий бум! И неправы те, кто утверждает, будто это стало причиной роста популярности китайского ушу в пику якобы «поднадоевшему» японскому каратэ. Широкий пользователь не разбирался в тонкостях видов единоборств, и «хватал все, что попало под руку». Проповедовавший отрыв от традиций и догм, Ли только наметил ориентиры для публики: многие напротив стали изучать «классические» стили ушу и каратэ. Кстати, китайских стилей было так мало, что требовались значительные усилия для того, чтобы найти их на фоне корейских, окинавских и японских направлений. Многочисленные воспоминания современников Брюса зачастую наполнены не самыми приятными сюжетами стяжательства на ниве преподавания воинских искусств или того, что за это выдавали новоявленные сифу и сэнсэи. Так, диплом обладателя черного пояса по тому или иному (известному иногда только новоиспеченному «мастеру-основателю» и его ученикам) виду можно было приобрести, посетив смешное количество тренировок за сумму, равную сумме ежемесячного взноса. Зачастую для этого не требовалось многих лет занятий.
Энтузиасты стремились отнюдь не только за поясами и устраивали состязания между направлениями. Активным сторонником «кросс-тренинга» был и Брюс Ли. В создаваемом им синтезе, известном ныне под названием Джит-кун-до, немаловажную роль стали играть новые элементы, заимствованные из тайского бокса, который только-только промелькнул в США. Речь идет, прежде всего, о лоу-киках (низких ударах, обычно круговых). Еще большая заслуга Брюса Ли состоит в том, что он, пользуясь своей популярностью, призывал единоборцев в целях смягчения последствия контактных поединков пользоваться защитными приспособлениями, в частности перчатками и боксерскими шлемами. Как утверждает Терри Хилл, президент Ассоциации Тайского бокса Новой Зеландии, Ли также называл Джит-кун-до «китайским кикбоксингом».
Интересно, что первый титул чемпиона мира в тяжелой весовой категории по full-contact karate, которое конферансье почему-то назвал кикбоксингом, завоевал Джо Льюис, боец, который плотно общался с Ли и продолжительное время тренировался с ним и под его руководством.
Чем американцы славятся, так это умением сделать бизнес на всем. В том числе на каратэ. Уже упоминавшийся выше Кихан («Князь Данте») вместе с Робертом Трайэсом (Кихан числился в его организации) и Филиппом Коеппелом провёл в Чикаго 28 июля 1963 года турнир под громким названием «Всемирный турнир по каратэ», который часто ошибочно называют «чемпионатом мира».
Четыре года спустя он организовал ещё одно мероприятие. На этот раз особенностью правил было то, что разрешались удары в полную силу. Участников было немного, а вот травмы достались каждому. Но, на поверку, отношения к кикбоксингу подобные соревнования не имеют: с таким же успехом можно назвать причиной появления вида спорта любые незначительные матчевые встречи между представителями разных клубов.
Следующий претендент - некий Джон Ритер. Он утверждает, что в 1967 году выиграл так называемый Чемпионат Мира по Боевым Искусствам, в котором не было почти никаких ограничений, а победителю доставалось 10 тысяч долларов. «Бои без правил», предшественники «восьмиугольника»? Так это было или нет, и было ли вообще, обсуждается до сих пор. Вряд ли можно объяснить воспоминания Ритера иначе как тем же самым желанием американцев быть (или казаться?) центром Вселенной. Не зря ведь говорят, что в Штатах чемпионаты мира по каратэ проводятся раз в месяц. Доля правды присутствует: потому что многие мелкие (стилевые, смешанные) организации единоборств проводят там свои «междусобойчики», громко называя их чемпионатами мира. Специалисты подсчитали, что с 1963 по 1972 было проведено… не много не мало – более двух десятков соревнований, в названии которых числилось слово «мировой».
Павел Долгачёв