Артем Левин получил это прозвище за умение биться до последнего
В Пекине на Всемирных играх боевых искусств Левин плакал. Могучий, высокий боец стоял в углу ринга и, как мальчишка, шмыгал носом, пока тренеры расшнуровывали и стаскивали с него перчатки. Только что он в тяжелейшей борьбе выиграл у одного из самых сильных спортсменов Таиланда и помог команде России, отстававшей на тот момент от китайцев по количеству медалей, вырваться вперед.
Артем Левин
Заслуженный мастер спорта. Родился 8 декабря 1986 года в Прокопьевске. В любительском тайском боксе: чемпион Всемирных игр боевых искусств (2010), чемпион мира WMF (2005, 2006), чемпион мира IFMA (2006, 2007, 2008), чемпион Европы IFMA (2004, 2009, 2010, 2011). В профессиональном муайтай: чемпион мира WBC Muay Thai (2011), чемпион мира It’s Showtime (2010), интерконтинентальный чемпион WMC (2007), чемпион Европы WMC EMF (2007). Счет профессиональных боев: 40 побед (из них 29 нокаутом), 3 поражения. В 2010 году получил «золотой пояс» РСБИ в номинации «За волю к победе», став единственным представителем тайского бокса, удостоенным этой награды. Тренер — Виталий Викторович Миллер.
Почти год спустя. Закрытый боксерский клуб премиум-класса в Москве. Далеко не самые живописные задворки столицы, тонированное стекло в двери, звонок. Здесь состоялась наша встреча с чемпионом мира Артемом Левиным, который давал мастер-класс по тайскому боксу. Артем был сдержан и немного отстранен, впрочем, причины такого поведения оказались просты: предстояли ответственные соревнования, к тому же боец сгонял вес, что точно не добавляет позитива.
По законам улицы
- Артем, почему тайский бокс, а не, скажем, бокс или самбо?
- По моему мнению, тайский бокс — это открытый вид спорта и максимально приближенный к реальной боевой схватке за счет совокупности борцовской и ударной техник. По этой причине муайтай идеально подходит для уличных стычек. Я, как и многие представители этого стиля, вырос в провинциальном городке. Начал заниматься тайским боксом в непростые 90-е, когда надо было в любой момент уметь постоять за себя.
- Все-таки что именно повлияло на ваш выбор?
- Мои старшие братья с детства рассказывали о боксе и муайтай, я смотрел фильмы с Ван Даммом. До тайского бокса позанимался баскетболом, футболом и самбо, но серьезная привязанность появилась у меня только к тайскому боксу, хотя в футбол и баскетбол играю и сейчас. Причем баскетбол — мое любимое хобби.
- В детстве часто дрались?
- Ребенком я был маленьким и худеньким, случалось, что перепадало от более крепких ребят. Конечно, хотелось хорошенько дать сдачи. Это тоже стало одной из причин того, что я выбрал муайтай. Приобретенные навыки пригодились на улице не раз, случалось заступаться за слабых и за девушек.
- Испытывали страх перед боями?
- Даже сегодня есть страх. Но теперь это не боязнь самого боя, а страх поражения. Я считаю, что не нужно с этим бороться, поскольку это чувство обостряет реакцию и усиливает интуицию, которая часто выручает в самые сложные моменты.
Российская Мекка муайтай
- Много было секций по тайскому боксу в вашем городе, когда вы начали заниматься?
- Примерно полсотни, правда, многие из них открывались сначала как секции по карате, но со временем переключились на тайский бокс. В муайтай я перешел из кикбоксинга, которым также успел позаниматься. Кстати, нынешний главный тренер сборной России Виталий Ильин тоже из Прокопьевска. В 1996 году он стал бронзовым призером чемпионата мира.
- Насколько популярен муайтай в Прокопьевске сейчас?
- Это у нас в городе самый массовый вид спорта, который превосходит по популярности даже хоккей. Каждый здешний мальчишка хотя бы месяц занимался в секции по этому единоборству. Сейчас в Прокопьевске примерно 70 тренеров, есть отделение по тайскому боксу в городской детско-юношеской спортивной школе.
- Какая школа в России самая сильная по тайскому боксу?
- Безусловно прокопьевская! Прокопьевск — это Мекка российского муайтай. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на состав сборной России, сейчас в первой команде страны большинство — представители Кузбасса. На втором месте идут спортсмены из Дагестана, где также традиционно сильная школа тайского бокса.
Путь наверх
- Сколько вам было лет, когда вы начали выступать на соревнованиях?
- Примерно десять с половиной, к тому моменту я полгода отзанимался в секции. Однако в первенстве Прокопьевска среди первогодков я проиграл в первом же бою. Следующие два-три года мне удавалось занимать вторые и третьи места, но чемпионского звания я долго не мог добиться… Это был сложный период, многие в этот момент теряют веру в себя. Но я всегда знал, что могу победить! В этом огромная заслуга моих родителей и братьев, которые всегда меня поддерживали.
- Считаете себя знаменитостью?
- Я никогда не буду считать себя выдающимся бойцом. Так могут говорить только окружающие меня или совсем посторонние люди. Когда человек считает себя мастером с большой буквы, ему уже некуда стремиться. Это неминуемо ведет к регрессу.
Но все-таки, какую из ваших спортивных наград вы считаете особенно значимой?
В 2010 году руководство Российского союза боевых искусств вручило мне «золотой пояс» в номинации «За волю к победе». Прошлым летом в Пекине прошли первые Всемирные игры боевых искусств. До последнего дня не было ясно, какая страна — Россия или Китай — выиграет в командном зачете. Но мы все-таки победили! На тех Играх меня признали лучшим бойцом по тайскому боксу. После провала российской сборной на Олимпийских играх в Ванкувере наша победа была очень своевременной.
- Вы — чемпион мира по профессиональной версии WBC. Какие еще титулы хотите завоевать?
- Несколько месяцев назад в Челябинске я отобрал чемпионский титул WBC муайтай у тайца Каоклая Каеннорсинга, который владел им на протяжении последних нескольких лет. Федерация WBC муайтай является дочерней организацией Всемирного боксерского совета, WBC. Всего же, как я считаю, основных профессиональных версий по муайтай три: WBC, WMC и WKN. Кстати, в муайтай, в отличие от обычного бокса, нет никаких запретов, спортсмен может выступать одновременно по любителям и в профессиональных версиях. На данный момент моя главная цель — стать чемпионом мира по версии WKN.
- Таиланд еще не стал для вас второй родиной?
- Три раза я жил в этой стране по нескольку месяцев и раз пятнадцать приезжал на соревнования. Для того чтобы тайский тренер открыл чужому ученику, а тем более иностранцу, свои секреты, нужно провести там немало времени. В Таиланде муайтай чрезвычайно популярен среди туристов со всех концов света, которые валом валят в здешние спортзалы, а потом гордятся тем, что тренировались с самими тайцами.
Кстати, первый бой на профессиональном ринге в декабре 2004 года я провел против тайского боксера Сурусака Декли. Мне тогда было 18 лет, но я уже пару лет как считал, что готов драться, и мне хотелось испытать свои силы. Поэтому когда мне предложили выступить на профессиональном ринге, то я не раздумывал. Здесь либо пан, либо пропал. Я всегда был максималистом, а чтобы быть лучшим, надо этого добиваться. Бой был тяжелым… Если в любительском тайском боксе формула боя — четыре раунда по две минуты с минутным перерывом, то у профессионалов — пять раундов по три минуты с перерывом в две минуты. Но тот бой на матчевой встрече «Таиланд против России» я все-таки выиграл.
- Представители какой страны сейчас считаются самыми сильными в муайтай?
- Безусловно тайцы, они никому не отдадут первенство. Что касается наших спортсменов, то бывают яркие выступления, когда двое или трое россиян становятся чемпионами мира, но такого постоянства, как у тайцев, у нас пока нет. У них огромная внутренняя конкуренция: представьте, что в этой маленькой стране 90 тысяч профессиональных спортсменов! Это огромное количество. Но не могу сказать, что мы слабее, наши спортсмены, в том числе и я, не раз побеждали их звезд.
- Кто еще, кроме тайцев, готов поспорить за чемпионский титул?
- Голландия. В этой стране тайский бокс сильно развит, и там проводится много всевозможных турниров. В Европе очень популярна голландская версия боев It's Showtime, это аналог японского турнира K-1. Последний, кстати, сейчас переживает не самые лучшие времена, это связано с финансированием и последствиями цунами в Японии. Доходило до того, что многим бойцам в последнее время на K-1 не выплачивали гонорары… Бойцы из СНГ, как я считаю, сейчас находятся в мировом рейтинге на третьем месте.
Бой или фехтование
- В вашей профессиональной карьере есть одна победа в обычном боксе. Не составило проблемы сдержать себя и в клинче «на автомате» не обработать соперника локтями?
- Проблем не было, поскольку я с детства много выступал на соревнованиях не только по муайтай и кикбоксингу, но и по боксу — кстати, выигрывал региональные первенства. Не понимаю, когда задают такие вопросы, хотя у некоторых спортсменов подобные промашки все-таки случаются. Я всегда соблюдаю регламент того вида спорта, по которому выступаю. В дальнейшем планирую продолжать выходить на профессиональный ринг по классическому боксу, но многое зависит от свободного времени…
- Что самое трудное в тайском боксе?
- Самое трудное — поставить себе высокую цель. В 13 лет, когда у меня не было высоких достижений, звание чемпиона мира казалось недосягаемым. Путь к большим титулам — это колоссальная работа и череда поединков, которые надо выиграть. К своей цели нужно идти, несмотря ни на что, несмотря на поражения, — вот это действительно трудно. Нужно постоянно совершенствоваться. К тому же я считаю, что «пахота» — это обязательно для любого, даже самого талантливого, спортсмена. Если я опаздываю на тренировку на пять минут, то ухожу из зала на час позже.
- Сегодня вы будете проводить мастер-класс — значит ли это, что вы выступаете уже в роли тренера?
- Я уже не раз проводил мастер-классы, в том числе и за рубежом. Сейчас у меня есть договоренность на три страны: Сербия, Хорватия, Словения, как только будет окно, я туда поеду… В Сербии, когда я проводил там ранее мастер-класс, зал был забит под завязку. Но я себя не вижу в роли тренера, поскольку это очень сложный и неблагодарный труд. А вот мастер-классы мне нравятся.
- Ваш высокий рост, 190 сантиметров, — это плюс или минус для тайского бокса?
- Конечно, плюс, поскольку у меня есть преимущество в бою как на дистанции, так и в клинче. Поэтому стараюсь не наращивать мышечную массу, поскольку если перейду в более высокую категорию, то потеряю преимущество в длине рук и ног.
- На ваш взгляд, тайский бокс может стать олимпийским видом спорта?
- Безусловно! В этом направлении ведется большая работа. Ведущая роль здесь принадлежит генеральному секретарю Международной федерации тайского бокса, IFMA, — это главная федерация любительского муайтай — и вице-президенту профессиональных версий Всемирного совета муайтай и Всемирной федерации муайтай Стефану Фоксу. Именно он настоял на том, чтобы тайский бокс был включен в состав единоборств первых Всемирных игр боевых искусств.
Хотелось бы, чтобы это событие произошло поскорее, хотя, возможно, я в качестве действующего спортсмена его и не застану. Как вариант в программу Олимпийских игр может войти тайбоксинг — в нём, в отличие от муайтай, запрещены удары локтями. К тому же зрелищность любительского бокса, который входит в программу Олимпийских игр, сейчас очень сильно упала. Я сам не могу смотреть любительский бокс, в отличие от профессионального. Сейчас любительский бокс — это не бой, а фехтование, работа на очки. Кнопочное судейство и перчатки размером с подушку…
- Разве в муайтай нет проблем с судейством?
- Проблемы с судейством есть в любых видах спорта, другое дело — в каких объемах. В тайском боксе часто возникают противоречия из-за того, что судьи из Таиланда высоко оценивают одни действия, а европейцы — другие. Но это существует в разумных пределах и не достигает таких чудовищных размеров, как в любительском боксе. Решение о том, кто в поединке по муайтай выиграл бой, принимается на основании судейских записок, а это на данный момент самый справедливый способ определения победителя, в отличие от кнопочной системы.
- У вас есть какие-то интересы в жизни, кроме спорта?
- Сейчас получаю второе высшее образование, не исключаю для себя депутатской карьеры или работы в государственных структурах, связанных с развитием спорта в стране. С детства хочу сняться в кино и скоро планирую воплотить свою давнишнюю мечту. Есть задумки попробовать себя в области бизнеса, речь идет о фитнес-индустрии. В целом планов много, но сейчас приоритет остается за тайским боксом. Буду выступать, пока буду выигрывать и сохранится мотивация.
Что такое муайтай
Боевое искусство Таиланда ныне популярно во всем мире. В нем разрешено наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями, поэтому этот вид боевых искусств порой называют «боем восьми конечностей». При этом удары руками считаются вспомогательными, поскольку они не столь сильны, как удары ногами. Наиболее часто используется удар ногой в бедро или под колено — тае код (лоу-кик), который рассчитан на то, чтобы лишить соперника подвижности, и весьма болезнен. Наиболее эффективными считаются удары локтями и коленями, в муайтай есть даже выражение «локоть побеждает кулак, колено — ногу».
Перед схваткой бойцы исполняют традиционный ритуал — танец вай кру, который издавна характеризовал принадлежность участников соревнований к той или иной школе муайтай. До или после танца некоторые бойцы молятся. Считается, что вай кру — лучший способ размять мышцы и настроиться на бой. Во время танца на голове у бойцов надет монгкон — скрученная из 108 нитей веревка. Поединки проходят под традиционную тайскую мелодию, задающую ритм боя, ее исполняют четыре музыканта, располагающиеся на помосте по соседству.
Тайский бокс в России
Официальной точкой отсчета истории тайского бокса в России считается 1992 год, когда в Новосибирске была создана профессиональная Российская лига муайтай (РЛМТ). Через два года четверо российских спортсменов выехали на первый чемпионат мира IFMA, где завоевали три медали: золотую, серебряную и бронзовую. В 1995 году Российская лига была включена во Всемирный совет муайтай (WMTC), и некоторое время спустя на базе РЛМТ была создана Федерация тайского бокса России. Еще через год тайский бокс зарегистрировали в нашей стране в качестве официального вида спорта, и его признал Олимпийский комитет России. На чемпионате мира в 1999 году наши спортсмены заняли 3-е командное место, в 2001-м — второе, а в 2003-м — первое.