Артем Левин сегодня по праву считается самым сильным и титулованным российским тайбоксером и одним из сильнейших в мире. Многократный чемпион мира и Европы за десять лет в тайском боксе провел 44 боя, в которых одержал 41 победу. Уроженец Прокопьевска, что в Кемеровской области, он всего добился сам. Каждое его появление на ринге вызывает неподдельный восторг у любителей восточного единоборства. У него есть свой сайт, который он ведет лично, более 1300 друзей «Вконтакте» и пять престижных титулов, к которым он шел через годы тренировок, боль и усталость.
В Челябинске он частый гость. Артем Левин с радостью принимает предложения поучаствовать в крупных международных фестивалях единоборств. Вот и на сей раз наш город принес ему удачу. В фестивале единоборств «За Россию» он завоевал свой очередной чемпионский титул. А накануне важного боя дал мастер-класс юным любителям муайтай, а заодно и интервью нашему корреспонденту.
— Артем, часто приходится давать такие вот мастер-классы? Они тебе не в тягость?
— Нет, конечно же, не в тягость. Наоборот, с радостью откликаюсь на такие предложения. С детьми всегда интересно общаться, нравится видеть то, как у них горят глаза, когда они интересуются, что-то спрашивают. Это ведь очень для них важно. Кроме того, такие мастер-классы служат отличной пропагандой здорового образа жизни, популяризацией тайского бокса.
— А время сложно найти для общения с детьми?
— Непросто, надо ведь учитывать и то, что мне часто приходится выступать на соревнованиях, готовиться к важным и ответственным для меня боям. Заявок много разных поступает, приходится выбирать, отчего-то отказываться. Мастер-классы провожу в свободное время, это для души.
— Давать интервью сложнее?
— Нет, для меня это не проблема. Это моя работа, неотъемлемая ее часть. Конечно же, часто контактирую с прессой, даю интервью. Понимаю, что это нужно не столько мне, сколько виду спорта, его популяризации.
— А находиться в центре внимания привык уже?
— Иногда хочется побыть одному, как и любому нормальному человеку. Но в целом привык уже, дискомфорта не испытываю.
— Что-то вы к нам в Челябинск зачастили в последнее время. С чем это связано?
— В вашем городе очень любят и поддерживают тайский бокс. Меня здесь всегда хорошо встречают, а организаторы проводят профессиональные бои на самом высоком уровне, продумывают все до мелочей. Такое вот отношение подкупает. На протяжении последних пяти лет каждый год сюда приезжаю, и не по одному разу. Очень нравится турнир «Адреналин», являющийся стартовой площадкой в большой спорт для начинающих бойцов. Ну а фестиваль единоборств «За Россию» и Contender — это турниры мирового уровня, с хорошими и сильными соперниками. Всегда рад принять в них участие.
— В других регионах России подобных турниров мало проводится?
— К сожалению, да. Наверное, тайский бокс еще не настолько популярен в нашей стране, как этого хотелось бы. Хотя и активно развивается, прогрессирует. Надо учесть, что организовать турнир высокого уровня — очень затратное и хлопотное дело. Я же в основном боксирую за границей — в Европе и Азии. Там турниров проводится великое множество.
— Мне казалось, что тайский бокс в большей степени развит в Азии…
— Так и есть, особенно в Таиланде, но здесь нет ничего удивительного: эта страна — родоначальник тайского бокса. Но и в Европе тайский бокс успешно развивается, правда, с небольшими модификациями. В частности, там проводится множество соревнований по правилам К-1 — то есть бои на основе тайского бокса, но без применения ударов локтями. Еще есть М-1 — это смешанные единоборства, по сути, бои без правил. Ну и, собственно, муайтай, в котором более плотный контакт, ужесточенные правила.
— А тебе в каком виде более привычно выступать? Где лучше получается?
— Я начинал постигать азы муайтай, поэтому здесь проще. Но в принципе больших неудобств не испытываю и в других видах, они ведь родственные, не приходится ломать себя и перестраиваться.
— Довелось выходить на ринг знаменитого на весь мир стадиона «Лумпини» в Бангкоке?
— Нет, туда европейцев редко допускают, да и, по большому счету, невелика потеря. Вот для тайцев победить в чемпионате на стадионе «Лумпини» — вершина карьеры, смысл жизни.
— Тайцы и впрямь очень сильные в тайском боксе?
— Да, но они в основном в легких весах. Но и в моем весе есть хорошие тайцы. И все же я чаще их побеждал, чем проигрывал.
— Есть ли вообще у тебя достойные соперники в мире?
— Да, и их много. Например, американец Джо Шиллинг. Следующий бой проведу как раз против него. Очень амбициозный и сильный боец, много языком говорит (улыбается). Есть еще канадец, очень высокого уровня боксер. Ну и в других странах можно найти хороших бойцов, каждый год появляются перспективные и молодые соперники, за ними тоже надо следить, не упускать из виду. Подняться на вершину тяжело, а упасть всегда легко.
— У тебя так много титулов. Где и как находить мотивацию, чтобы и дальше выходить на ринг?
— У меня есть цель — объединить чемпионские титулы по различным версиям, собрать все чемпионские пояса, чтобы стать самым лучшим и абсолютным чемпионом. Всегда надо находить для себя новые цели и вершины. В противном случае лучше уходить из спорта, искать себя в чем-то другом.
— Часто приходится боксировать против заведомо слабых соперников? Во время боя с ними контролируешь себя и силу удара, работаешь не в полную силу?
— Да, такое бывает. Но я ведь не убийца на ринге, как Майк Тайсон, например, не вкладываю всю силу в каждый удар. Скорее, мне ближе по духу Рой Джонс или Мохамед Али, которые играют с соперниками, решают свои задачи в каждом бою. Они, как и я, получают эстетическое удовольствие от бокса. Такие проходные бои можно рассматривать как хорошую тренировку в боевых условиях.
— Ты родом из Прокопьевска. Чем объяснить, что такой небольшой городок является центром развития тайского бокса в России?
— Мне неоднократно задают такой вопрос. В нашем городе численностью 200 — 250 тысяч человек тайский бокс, наверное, один из самых популярных видов спорта. Все знают выдающихся чемпионов, это и дает толчок к тому, чтобы дети шли в зал и тренировались. У них есть примеры для подражания, плюс нет соблазнов в виде многочисленных клубов, увеселительных заведений и развлечений. Вот дети и направляют свою энергию в правильное русло. Хотя, разумеется, не все.
— Ты сам в прошлом боксер. Наверное, в муайтай чаще побеждаешь за счет ударов руками?
— Вовсе нет. Чаще всего удаются удары локтями и коленями. Удары более чувствительными и сильными получаются.
— А сам оказывался в глубоких нокдаунах или нокаутах?
— Всякое бывало. Я вообще по своей натуре воин с душой льва (улыбается), ухожу с ринга со щитом или на щите. У меня не может быть ничьи.
— Как любишь проводить свое свободное время?
— Очень нравится путешествовать, узнавать что-то новое, знакомиться с новыми странами, их культурой, бытом, жизнью. Люблю проводить время с друзьями — сходить в баньку, сыграть в футбол, баскетбол или волейбол. Нравится активный образ жизни. Книгу люблю почитать. Вот сейчас осиливаю мемуары маршала Жукова. Очень сильная личность в истории.
— Кто твои главные болельщики?
— Прежде всего отец. Я многому ему обязан. Ну и другие родственники следят за моими успехами, поддерживают меня.
— На бои тоже ходят?
— Нет, на это у меня табу. Я им запрещаю это делать. Не хочу, чтобы они за меня переживали и волновались. Бокс — коварный и опасный вид спорта. Зачем травмировать их психику? Пусть лучше в записи бой по телевизору посмотрят.
— А девушка?
— Я не женат, молодой еще. Наверное, не созрел для серьезных отношений. К тому же я постоянно нахожусь в разъездах, вот завершу карьеру, тогда и о семье можно будет подумать.