Пять дней в Деснянском райсуде Чернигова читали приговор преступной группировке Сугакова. Девять бандитов признали виновными в 56 преступлениях — грабежах, кражах, разбоях. За три года они награбили на 1 млн 156,5 тысяч гривен.
— Это преступная группировка возникла не в криминальной среде и не из отбросов общества, — говорит Андрей Омельяненко из областной прокуратуры. — В 2004 году ее создал житель Чернигова Александр Сугаков, порядочный мужчина и отец. Он работал общественным тренером по кикбоксингу, возил воспитанников на соревнования.
Каждый из девяти членов банды имел прозвище и выполнял конкретные задания.
43-летний Александр Сугаков по прозвищу Царь или Барин руководил группой. Его заместителем был 48-летний Валерий Спицын по прозвищу Папа. Так его прозывали, потому что официально находился в отпуске по уходу за 11-месячным ребенком. Он расставлял людей на объекты. Третьим был 31-летний Валерий Олейник. Прозвище Солдатик получил потому, что когда-то служил в войсках, имел звание капитана. Четвертый,31-летний Владимир Яценко, развозил на грузовике краденое. Прозвище Колбаса получил потому, что работал экспедитором и развозил продукты. Пятый, 43-летний Олег Скварский, работал помощником депутата Черниговского горсовета. Во время нападений стоял на часах. За большой нос компаньоны прозвали его Носом. Шестой, 51-летний таксист Александр Черняков, возил группу на грабежи. Прозвище Крым получил потому, что родился в автономии.
Седьмым членом банды был 41-летний Виктор Мовчаненко из райцентра Сосница. Он показывал объекты, на какие можно нападать. Имел прозвище Сосницкий или Окунь — из-за увлечения рыбалкой.
Остальные двое членов — из райцентра Нежин. Имели прозвища Огурец-старший и Огурец-младший. 55-летний Владимир Калтыпин был сварщиком, взламывал сейфы. 36-летний Андрей Крутась работал в Нежинской психбольнице.
— Никто из них ранее не был судим, никто ”не светился” в криминальной среде. У всех были хорошие семьи. Почти у всех несовершеннолетние дети. А у заместителя руководителя да еще двух членов группировки — по три ребенка, — продолжает Омельяненко. — Специализировались на кражах из магазинов, офисов предприятий и квартир.
Почти все кражи осуществляла по одной схеме. Искали объекты, подъезжали на нескольких автомобилях — легковых и фургоне, взламывали замки, решетки, выносили все ценное.
— Крали на тысячи, но брали и одеяла по 20 гривен или поношенные куртки, — рассказывает Андрей Егорович. — В Нежине из квартиры, кроме украшений, взяли упаковку вафель, два пачки конфеты и три гуся из холодильника. Краденое сбывали в Киеве. Имели опыт конспирации, ведь в группе действовали бывший милиционер и военный. Никогда не называли друг друга по именам. Когда ехали воровать в Сосницу, это называлось ”по грибы”. Взять инструмент — ”идем в баню, берем веники, мочалки”. Когда отправлялись в Нежин, говорили, что по огурцы. Каждое преступление тщательно планировали, предварительно ходили в разведку. На каждую операцию выезжали в разном составе. Если сейф не могли открыть на месте — забирали. Хранили краденое в арендованных гаражах возле кондитерской фабрики в Чернигове и в специально купленной квартире. Во время обыска там обнаружили почти 50 тысяч гривен, ворованную оргтехнику, оборудование, станки, маски и рукавицы.
Сугакова, Олейника, Крутася, Колтыпина арестовали. Остальные до суда были на подписке о невыезде.
Уголовное дело составляет 30 томов. Судебные заседания длились свыше года. За это время прослушали, по меньшей мере, 300 человек. Приговор занял 150 страниц.
Суд учел раскаяние, содействие в раскрытии преступлений. Все получили разные наказания. Больше всего — вожак Сугаков — 5,5 года. Приговор никто не оспаривал.
|